Валютный контроль за операциями физических лиц с иностранной валютой. Как выгодно перевести деньги за границу физическому лицу – способы и советы Переводы в иностранной валюте законодательство

Как ни крути, а вывоз наличных денег для потребительских нужд — оптимальный вариант с точки зрения возможных трансакционных издержек. Ведь чем больше сумма, которую проводят через банки или системы переводов, тем больше потери.

Официальные способы вывоза валюты

Публично банкиры советуют вывозить деньги на платежной карте, однако в неофициальных беседах не исключают возможных проблем. Например, может случиться так, что вашу карту проглотит иностранный банкомат и вам придется в чужой стране потратить уйму времени, нервов и денег, чтобы вернуть деньги. Даже если вас миновала такая участь, все равно надо будет платить комиссию за снятие наличных в банкомате иностранного банка до 3% от суммы.

Если же вы решили взять дорожные чеки, их обналичивание будет стоить 1,5% от суммы.

Денежные переводы — тоже дорогое удовольствие, особенно если валюту переправляют регулярно.

Все эти негативные моменты и провоцируют появление альтернативных путей вывоза денег .

Согласно с постановлением НБУ от 2 января 2019 года № 3 , с февраля 2019 года физические лица, независимо от статуса резидент/нерезидент, при въезде и выезде обязаны на границе задекларировать валюту и банковские металлы, которые суммарно превышают эквивалент 10 тыс. евро (в сумму входит перевозимые наличность и банковские металлы). Перерасчет сумм наличной валюты и стоимости банковских металлов в евро для пересечения границы проводят по официальному курсу гривны к евро, установленному НБУ, или по кросс-курсу, определенному согласно официальному курсу Нацбанка гривни к соответствующим иностранным валютам и банковским металлам на день ввоза, вывоза или пересылки наличной валюты, банковских металлов.

Риски неофициальных способов вывоза валюты

Нелегально через границу вывозят деньги шоферы-дальнобойщики. Часто их просто прячут в обшивке автотранспорта или других тайных местах автобуса или грузовика. Такой способ вывоза валюты достаточно рискован, так как в случае обыска велика вероятность потери денег.

Водители придумали более разумную схему — они раздают средства всем пассажирам автобуса в пределах сумм, разрешенных к перевозке на одного человека (до 10 тыс. евро). Но и в этом случае полностью устранить риск получится едва ли. Бывали ситуации, когда пассажир просто принимал деньги в Украине, а после пересечения границы «забывал» их возвращать. По словам очевидцев, доходило даже до обысков с раздеванием.

Таможня берет добро

В любом случае, выезжая за пределы страны, вы обязаны твердо знать свои законные права, так как таможенники могут поддаться соблазну поддержать коррупцию. На границе всегда найдется масса формальных причин для задержки, особенно если ее прохождение приходится на ночное время, а пассажиры спешат. Например, вас могут не узнать на фотографии загранпаспорта, выборочно проверить багаж и прочее.

Кроме того, сотрудники таможен часто грубо общаются с туристами, считая себя стражами закона, а всех выезжающих — потенциальными нарушителями. Мелкие придирки приводят к тому, что туристы согласны на небольшие взятки, понимая, что время дороже, и простояв в очереди на таможне, они могут потерять билет, если их высадят «до выяснения обстоятельств».

Сколько можно вывезти денег согласно существующим законам

В Положении Национального банка, которым руководствуются таможенники, говорится, что границу можно пересекать с суммой валюты, эквивалентной 10 тыс.евро при устном ее декларировании. Фактически это означает, что вы по собственной инициативе должны сообщить таможенному инспектору, что провозите, допустим, $8 тыс.

Согласно законодательству, на сегодняшний день с обязательным декларированием можно вывозить и ввозить в Украину суммы свыше 10 тыс. евро.

Отношение к декларированию зависит от цели использования средств. Поэтому, если планируется легализация этих средств за границей (допустим, открытие счета в банке), вам потребуется документ, подтверждающий происхождение денег.

Таким документом обычно является справка из банка или копия таможенной декларации.

Легальные и нелегальные способы вывоза валюты из Украины

Способ вывоза - Стоимость услуги, % от суммы

Банковский перевод - 3 %

Платежная карта - 2-3 %

Дорожные чеки - 1,5-2 %

Наличные Бесплатно

Шоферы-дальнобойщики Договорная

Как перевести крупную сумму валюты в другую страну?

Операции с валютой в нашей стране пока ещё ограничены законодательно. Возможные способы переводов зависят от цели, с которой Вы переводите валюту за границу, а также суммы самого перевода.

Так, согласно Закона Украины "Про валюту и валютные операции" с февраля -2019 без открытия счета и без подтверждающих документов переводу за рубеж подлежат только суммы до 150 тыс.грн в эквиваленте в год.

В случае, если переводу подлежит большая сумма, для его осуществления Вам необходимо будет получить е-лицензию НБУ. При подаче заявки на получение е-лицензии клиент предоставляет своему обслуживающему банку документы, подтверждающие цель перевода средств за рубеж, соответствие объемов операции своему финансовому состоянию и источники происхождения средств (активов). Таким образом за границу можно переводить до 50 тыс. долларов США (в эквиваленте).

Перевод можно осуществить как с помощью открытого в банке счета, так и без него (воспользовавшись системами международных денежных переводов - Western Union, Money Gram и др.). Перевод через счет более трудозатратный - ведь Вам придется подать заявление на открытие счета, подписать договор и т.д. Однако такой способ обойдется отправителю дешевле, чем услуга международных денежных переводов.

Если же перевод денег за границу необходим Вам для того, чтобы в последующем воспользоваться там этими средствами, то банки с радостью предложат Вам более простые и удобные способы осуществления такого перевода. Так, например, Вы можете открыть карточный счет в банке, зачислить на него необходимую Вам сумму, а потом снять её за границей. В таком случае, ограничений по вывозу валюты за рубеж нет.

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДОВ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ БЕЗ ОТКРЫТИЯ ТЕКУЩИХ ВАЛЮТНЫХ СЧЕТОВ ПОРЯДОК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 27 августа 1997 г. N 508 (Д) Утвержден приказом Центрального банка РФ от 27 августа 1997 г. N 02-371 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. "Порядком осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов" (далее по тексту "Порядок") устанавливаются правила осуществления переводов в иностранной валюте без открытия текущих валютных счетов в уполномоченных банках по поручению физических лиц (резидентов и нерезидентов) из Российской Федерации, а также получения физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в Российской Федерации иностранной валюты, переведенной в их пользу из-за границы. Порядок не распространяется на индивидуальных предпринимателей (резидентов и нерезидентов). Индивидуальные предприниматели осуществляют перевод иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию в соответствии с валютным законодательством только через текущие валютные счета, открытые в уполномоченных банках. Порядок не распространяется на переводы физическими лицами иностранной валюты из Российской Федерации и получение физическими лицами иностранной валюты, переведенной в Российскую Федерацию, если указанные переводы, связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимость. Перевод из Российской Федерации и получение в Российской Федерации иностранной валюты в соответствии с Порядком, осуществляется через операционное подразделение уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) (далее по тексту "уполномоченный банк"). 2. Перевод иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию осуществляется физическим лицом (его представителем) при предъявлении паспорта или иного заменяющего документа, удостоверяющего личность физического лица (вид на жительство в Российской Федерации - для иностранных граждан и лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации, удостоверение личности военнослужащего или военный билет - для военнослужащих Российской Федерации), представлении поручения (заявления), иных документов в случаях, установленных Порядком, а также доверенности при осуществлении или получении перевода представителем. 3. В заявлении на перевод из Российской Федерации и получение переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты должны быть указаны: - фамилия, имя, отчество, документ, удостоверяющий личность (номер, серия, кем и когда выдан) отправителя платежа (при переводе из Российской Федерации); - фамилия, имя, отчество и полный адрес получателя платежа, документ, удостоверяющий личность (номер, серия, кем и когда выдан) получателя платежа (при переводе в Российскую Федерацию); - сумма перевода и цель перевода в соответствии с Порядком; - дата и подпись физического лица. В поручении (заявлении) на перевод из Российской Федерации и получение переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты физическим лицом делается запись, подтверждающая, что данный перевод не связан с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности (например, "совершаемая валютная операция не связана с осуществлением предпринимательской деятельности"). 4. При представлении физическим лицом документов, не отвечающих вышеуказанным требованиям, а также при отказе предоставить требуемые в соответствии с Порядком документы, уполномоченный банк не совершает перевод (выдачу) иностранной валюты. 5. Иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных Порядком, может быть уполномоченным банком: а) выдана наличными; б) зачислена на текущий валютный счет переводополучателя, открытый в уполномоченном банке. 6. При выдаче перевода наличной иностранной валютой уполномоченный банк выдает переводополучателю справку ф.0406007, оформленную в порядке, установленном Банком России, являющуюся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу. При этом, в разделе "Получено клиентом" в строке 7 "Сумма (прописью)" справки ф.0406007 делается отметка "получено по переводу из-за границы". В случае получения переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию представителем физического лица, справка ф.0406007 выдается на имя представляемого в порядке, установленном нормативными актами Банка России. 7. Иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию, зачисляется уполномоченным банком на балансовый счет 071 "Невыплаченные переводы из-за границы". При невозможности выплаты перевода в связи с отсутствием платежной инструкции банка-корреспондента либо в связи с неявкой переводополучателя, иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию, возвращается уполномоченным банком банку-нерезиденту по истечении 6 месяцев с даты зачисления иностранной валюты на балансовый счет 071 "Невыплаченные переводы из-за границы". II. ПЕРЕВОД ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ПО ПОРУЧЕНИЮ И В ПОЛЬЗУ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ-НЕРЕЗИДЕНТОВ 8. Наличная иностранная валюта может быть переведена в Российскую Федерацию в пользу физического лица-нерезидента без ограничения суммы. 9. Из Российской Федерации физическим лицом-нерезидентом иностранная валюта может быть переведена в случае, если нерезидент ранее: а) перевел иностранную валюту в Российскую Федерацию; б) снял наличную иностранную валюту со своего текущего валютного счета, открытого в уполномоченном банке; в) купил наличную иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, установленном Банком России; г) ввез наличную иностранную валюту с соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации; д) получил иностранную валюту от продажи платежных документов в иностранной валюте уполномоченному банку в порядке, установленном Банком России. 10. При совершении перевода наличной иностранной валюты в уполномоченный банк должен быть представлен один из следующих документов: а) справка ф.0406007, оформленная в порядке, установленном Банком России, являющаяся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу (в случаях, указанных в подпунктах "а", "б", "в", "д" пункта 9 Порядка); б) оформленный таможенным органом документ, подтверждающий ввоз физическим лицом-нерезидентом наличной иностранной валюты (в случае, указанном в подпункте "г" пункта 9 Порядка). Перевод иностранной валюты из Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 Порядка осуществляется в пределах сумм, указанных в оформленном таможенным органом документе, подтверждающем ввоз физическим лицом-нерезидентом наличной иностранной валюты, или в справке ф.0406007. III. ПЕРЕВОД ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ПОЛЬЗУ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ-РЕЗИДЕНТОВ И ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОРУЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ-РЕЗИДЕНТОВ 11. Получение физическим лицом-резидентом иностранной валюты, переведенной в Российскую Федерацию, может быть осуществлено при переводе иностранной валюты в Российскую Федерацию: - физическим лицом-резидентом на свое имя; - нерезидентом на имя физического лица-резидента; - физическим лицом-резидентом на имя другого физического лица-резидента. 12. При получении физическим лицом переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты, не связанной с осуществлением предпринимательской деятельности, а также инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимое имущество, в заявлении на получение иностранной валюты должно быть указано основание перевода (дарение, погашение долга по договору займа и т.д.). Если в соответствии с законодательством совершение сделки требуется в письменной форме, то при получении физическим лицом переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты в дополнение к заявлению на получение иностранной валюты должны быть представлены соответствующие документы. 13. Физические лица-резиденты в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенную, ввезенную или пересланную в Российскую Федерацию иностранную валюту при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем перевод, ввоз или пересылку иностранной валюты в Российскую Федерацию. В соответствии с пунктом 4 абзаца "d" статьи XXX Статей Соглашения Международного Валютного Фонда физическое лицо-резидент вправе осуществлять умеренные суммы частных переводов на текущие расходы. Такой перевод не должен быть связан с осуществлением предпринимательской деятельности, а также инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимое имущество. Осуществление перевода не может превышать 2000 долларов США или иной иностранной валюты, эквивалентной этой сумме. При таком переводе физическое лицо-резидент предъявляет в уполномоченный банк справку ф.0406007, являющуюся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу. Указанный перевод может быть осуществлен физическим лицом-резидентом не более одного раза в один операционный день через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка). 14. Перевод из Российской Федерации (получение в Российской Федерации) иностранной валюты на цели, предусмотренные пунктами 1.2, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.20 Положения Банка России от 24 апреля 1996 года N 39 "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" (зарег. Министерством юстиции Российской Федерации 16 мая 1996 года, рег. N 1087), может быть осуществлен уполномоченным банком без открытия текущего валютного счета при представлении физическим лицом документов, предусмотренных разделом 2 Положения Банка России от 24 апреля 1996 года N 39 и документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка. IV. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ БАНК. СРОКИ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ 15. Представляемые физическими лицами доверенности на получение переводов, выданные за границей, должны быть оформлены в установленном порядке. Доверенность, выданная на территории Российской Федерации, оформляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 16. Копии документов, представляемые в уполномоченный банк в соответствии с пунктом 12 Порядка, должны быть заверены в установленном порядке. В случаях, установленных Порядком, в уполномоченный банк должны представляться оригиналы оформленных таможенными органами документов, подтверждающих ввоз физическим лицом наличной иностранной валюты, справок ф.0406007, оформленных в порядке, установленном Банком России, являющихся основанием для вывоза наличной иностранной валюты. 17. Переводы документов на русский язык, представляемые в соответствии с Порядком, должны быть заверены в установленном порядке. 18. Документы, представляемые физическим лицом в уполномоченный банк в случаях, предусмотренных Порядком, помещаются в кассовые документы дня. В случае, если вышеуказанные переводы носят систематический характер (не менее одного раза в месяц в одном уполномоченном банке или его филиале), то на физическое лицо заводится "Досье переводов иностранной валюты, осуществляемых без открытия текущего валютного счета (далее по тексту "Досье"). Досье должно иметь номер и дату открытия. При совершении валютной операции, в кассовые документы дня должны помещаться подготовленные и заверенные уполномоченным банком копии документов, служащих основанием для осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию физическим лицом. В Досье хранятся представленные физическим лицом документы. 19. Документы, представленные в уполномоченный банк, должны храниться в банке не менее 5 лет с даты совершения перевода. Досье хранится в уполномоченном банке не менее 5 лет с даты закрытия его уполномоченным банком. V. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ПО ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ В УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКАХ 20. Уполномоченные банки обязаны вести "Журнал учета переводов иностранной валюты, осуществляемых без открытия текущего валютного счета" (далее по тексту "Журнал") по форме приложения N 1 к Порядку. Все проводимые операции подлежат обязательному отражению в Журнале в день их осуществления. Допускается ведение Журнала в электронном виде с последующей ежемесячной распечаткой и брошюровкой страниц. 21. Ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) уполномоченный банк (его филиал) представляет в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения уполномоченного банка (его филиала) отчет об общих объемах осуществленных резидентами и нерезидентами валютных операций по форме приложения N 2 к Порядку. Установленная Порядком отчетность направляется самостоятельно и отдельно (независимо друг от друга) уполномоченным банком и филиалом уполномоченного банка в территориальное учреждение Банка России по месту их нахождения. 22. Ежеквартально (не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) территориальное учреждение Банка России представляет сводные сведения об объемах осуществленных резидентами и нерезидентами валютных операций по форме приложения N 3 к Порядку. VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ПОРЯДКА 23. За отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление информации, предусмотренной разделом V Порядка, уполномоченный банк в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" несет ответственность в виде штрафа в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой отчеты не были представлены в установленные сроки. Штраф взыскивается за каждую неучтенную, учтенную ненадлежащим образом валютную операцию, непредставление или несвоевременное представление информации. Взыскание штрафов, предусмотренных пунктом 23 Порядка, производится Банком России в бесспорном порядке. Первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации С.В.Алексашенко Приложение N 1 к Порядку Банка России от 27 августа 1997 г. N 508 ЖУРНАЛ УЧЕТА ПЕРЕВОДОВ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ, СОВЕРШАЕМЫХ БЕЗ ОТКРЫТИЯ ТЕКУЩЕГО ВАЛЮТНОГО СЧЕТА за _________________ 199__ г. __________________________________________________________________________________________________ | N | Сведения о лице, совершившем перевод | Код направления перевода | Код | Сумма | | п/п | или в пользу которого совершен перевод | 1 - в Российскую Федерацию | валюты | перевода | | |__________________________________________| 2 - из Российской Федерации | | | | | Ф.И.О. | Документ, удостоверяющий | | | | | | | личность | | | | |_____|_______________|__________________________|_____________________________|________|__________| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |_____|_______________|__________________________|_____________________________|________|__________| Примечание: 1. В графе 3 указываются сведения о предъявленном документе: наименование, номер, кем и когда выдан. 2. В графе четыре указываются: 1 - при совершении перевода иностранной валюты из-за рубежа в пользу лица, находящегося на территории Российской Федерации; 2 - при совершении перевода иностранной валюты из Российской Федерации в пользу лица, находящегося за пределами Российской Федерации. 3. В графе 5 указывается код валюты в соответствии с Общероссийским Классификатором валют ОК 014-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года; 4. В графе 6 указывается сумма перевода в целях единицах соответствующей валюты. Приложение N 2 к Порядку Банка России от 27 августа 1997 г. N 508 ____________________________________________________ | Код | Регистрационный | Дата отправки | |__________________| номер | отчета | | СОАТО | ОКПО | | | |_________|________|_________________|_______________| | | | | | |_________|________|_________________|_______________| ОТЧЕТ о переводах иностранной валюты, совершенных без открытия текущего валютного счета за ___________ квартал 199__ г. Кем представляется ___________________________________________________ наименование уполномоченного банка (филиала) ______________________________________________________________________ Кому представляется. Главное управление (Национальный банк) ________________________________________________ Центрального банка Российской Федерации по __________________________. ______________________________________________________________________ в тысячах единиц соответствующего вида валюты ___________________________________________________________________________ | Наименование группы | Наименование валюты: | | валютных операций |_____________________________________________________| | | Доллар США | Немецкая марка | ... | ... | ... | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | Код валюты: | 840 | 280 | ... | ... | ... | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | | | Раздел 1. Валютные операции, проведенные банком по поручению или в пользу | | физических лиц-резидентов Российской Федерации | |___________________________________________________________________________| | 1.1. Перевод | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 1.2. Получение | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | | | Раздел 2. Валютные операции, проведенные банком по поручению или в пользу | | физических лиц-нерезидентов Российской Федерации | |___________________________________________________________________________| | 2.1. Перевод | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 2.2. Получение | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| Руководитель ___________________________ /Ф.И.О./ (подпись) Главный бухгалтер ______________________ /Ф.И.О./ (подпись) М.П. Исп. __________________________ тел.: _____________________ (Ф.И.О.) Приложение N 3 к Порядку Банка России от 27 августа 1997 г. N 508 __________________________________________________________________ | Код | Количество | Дата | |_________________________________| банков (филиалов) | отправки | | территории | ОКПО | Локальный | представивших отчет | отчета | | по СОАТО | | код ГУ (НБ) | | | |____________|______|_____________|_____________________|__________| | | | | | | |____________|______|_____________|_____________________|__________| СВОДНЫЙ ОТЧЕТ о переводах иностранной валюты, совершенных без открытия текущего валютного счета за __________ кв. 199__ г. Кем представляется ___________________________________________________ наименование ГУ (НБ) ЦБ РФ ______________________________________________________________________ Кому представляется. Центральный банк Российской Федерации. ________________________________________________ Департамент валютного регулирования и валютного контроля. ______________________________________________________________________ в тысячах единиц соответствующего вида валюты ___________________________________________________________________________ | Наименование группы | Наименование валюты: | | валютных операций |_____________________________________________________| | | Доллар США | Немецкая марка | ... | ... | ... | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | Код валюты: | 840 | 280 | ... | ... | ... | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | | | Раздел 1. Валютные операции, проведенные банком по поручению или в пользу | | физических лиц-резидентов Российской Федерации | |___________________________________________________________________________| | 1.1. Перевод | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 1.2. Получение | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | | | Раздел 2. Валютные операции, проведенные банком по поручению или в пользу | | физических лиц-нерезидентов Российской Федерации | |___________________________________________________________________________| | 2.1. Перевод | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 2.2. Получение | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| Начальник Управления (отдела) валютного регулирования и валютного контроля ___________________________ /Ф.И.О./ (подпись) Исп. __________________________ тел.: _____________________ (Ф.И.О.) 15.04.16 Денежные переводы и платежи

Вопрос:
Я житель Крыма, и в связи с применёнными к Крыму санкциями моя компания не может перечислять мне деньги (доллары) напрямую, в Крым. Для того чтобы иметь возможность получить деньги я открыл счёт в банке Москвы и моя компания перечислила мне туда некоторую (менее 2000 долларов США) сумму. При открытии счета я спрашивал сотрудников банка возможно ли переселение валюты с одного моего счета на другой в другом банке. Мне ответили что да можно. Теперь, когда деньги поступили, я попытался перевести валюту на счёт крымского банка, где у меня тоже открыт валютный счёт. А мне в банке заявляют, что расчёты между резидентами в пределах России в валюте запрещены. Да я понимаю, что между резидентами, но перевод средств с одного моего счета на другой, это не расчёты между резидентами. Подскажите, кто тут прав и как выйти из ситуации, чтобы мне получить в Крыму валюту.

Ответ: Работник банка, говоря вам о том, что «расчёты между резидентами в пределах России в валюте запрещены» просто допустил неточное выражение, озвучивая закон, но он прав в главном – такой запрет действительно существует. Конечно, плохо, что вас сразу не предупредили о проблеме, которая у вас, по их мнению, может возникнуть, т.е. отнеслись к проблеме формально.

Начну с пояснения ситуации. В статье 9 п.1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ действительно говорится, что валютные операции между резидентами запрещены. Именно между резидентами и именно операции.

Вот как это изложено в законе N 173-ФЗ от 10.12.2003:

  1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением: (и далее перечисляется 21 пункт с самими исключениями)
Приведу только два из 21 пункта:
Статья 9. Валютные операции между резидентами


Каких либо отдельных статей, пояснений или исключений, которые оговаривали бы невозможность резидента осуществлять валютные операции между своими валютными счетами, в законе нет, зато в законе чётко оговаривается возможность валютных переводов близким родственникам (как исключение) и исключения по части 3 статьи 14, оговоренные в п.1 ст. 9.

Определение «операции между резидентами» к вам, и вы в этом совершенно правы, подходит не в полной мере, но и другого определения этой операций между счетами одного резидента в законе тоже нет. Налицо явный пробел или не состыковка в формулировке, которую можно конечно попытаться уточнить через Конституционный суд, но это долгая песня, да и желающих это сделать нет.

Поэтому в ситуации, когда прямые переводы из-за рубежа в Крым находятся под санкциями, да ещё и американские платёжные системы Visa и MasterCard, работающие в России, поддерживают секционный режим, а закон запрещает валютные переводы между резидентами внутри страны, перевести валюту на счёт крымского банка становится крайне проблематично.

Теперь о том, что же в данной ситуации можно сделать через ваш банк. Существует только один вариант законного решения проблемы безналичного перевода валюты со счёта на счёт, оспорить который банк не сможет, а вам уже определяться, насколько он для вас доступен и реалистичен.

Итак, валюту можно перевести на территории России на валютный счёт, который откроет ваша жена (если она есть!), отец или мать, брат или сестра. Такое исключение по закону и заложено в пункте 17 (статья 9 ФЗ N 173-ФЗ от 10.12.2003г), который вам может подойти, но родство резидента-получателя, думаю, надо будет подтверждать в банке-отправителе документально. Кроме того, банк-получатель тоже должен быть уполномоченным банком. Переводы осуществляются без ограничения по сумме.

Вот так об этой операции изложено в той же статье закона N 173-ФЗ от 10.12.2003, выдержку из которого я уже приводила выше:

Статья 9. Валютные операции между резидентами

1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
1) операций, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 9 части 1 статьи 1, частями 2 - 4 настоящей статьи, частью 6 статьи 12 и частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;
17) переводов физическими лицами - резидентами иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу иных физических лиц - резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;


К документам, подтверждающим родство резидента-получателя валютного перевода можно отнести:

  • Свидетельства, выданные органами записи актов гражданского состояния (о браке, о рождении и др.)и копия;

  • Решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства и др.

  • Документы, удостоверяющие личность, в которых есть записи о детях, супругах и нотариально заверенная копия;

  • Свидетельство о перемене имени и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Сразу возникает вопрос, почему резидент может перечислять валюту жене или родителям и не может перевести её на свой же валютный счёт, только в другом банке? К сожалению, ответа на этот вопрос у меня нет (а чем руководствуется банк не знаю). На сайтах ряда крупных банков говорится, что «Переводы средств в иностранной валюте и валюте РФ на свои счета в уполномоченных банках на территории РФ осуществляются без ограничений». То есть можно!?
Поэтому, можно попробовать молча оформить заявление на денежный перевод, передать его в операционный блок банка для осуществления перевода и получить официальный отказ со ссылкой на закон или перевод средств (проведение платежа). Для перевода собственных средств в иностранной валюте на свой же счёт, открытый в банке, расположенный на территории РФ, думаю, потребуется представление только расчётного документа и вашего паспорта. Ну можно ещё приложить справку Крымского банка о наличии у вас валютного счёта с указанием реквизитов.

Ещё можно попробовать оформить безналичный валютный перевод со счёта резидента на счёт не резидента, но для этого среди ваших близких знакомых должен быть нерезидент, постоянно проживающий в Крыму, имеющий валютный счёт, да ещё и согласный оказать вам помощь. Это проблемный и нежелательный вариант, хотя переводы резидентов РФ при осуществлении платежа в пользу нерезидента РФ в иностранной валюте осуществляются без ограничений. И такие переводы могут попасть под финансовый мониторинг.

Кроме того, для осуществления безналичного перевода в иностранной валюте в пользу нерезидента в Банк представляется «Заявление на денежный перевод (установленного образца) с обязательным соблюдением следующих условий:


  • В платёжном документе проставляется отметка, кем является получатель средств - резидентом или нерезидентом.

  • В поле «Назначение платежа» указывается информация, отражающая экономическую сущность проводимой операции (материальная помощь, покупка ценных бумаг и т.д.). При осуществлении вида платежа, требующего представления обосновывающих документов, в поле «назначение платежа» указывается номер и дата таких документов.

Однако банки денежные переводы со счёта на счёт одного клиента в валюте по России осуществляют. Для этого подходит часть 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О валютном регулировании и валютном контроле":
Статья 14. Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
3. Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом:
1) передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
4) приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
7) расчетов физических лиц - резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам - резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
8) расчетов, осуществляемых физическими лицами - резидентами в соответствии с частью 6.1 статьи 12 настоящего Федерального закона;
9) перевода без открытия банковского счета физическим лицом - резидентом в пользу нерезидента на территории Российской Федерации, получения физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковского счета на территории Российской Федерации от нерезидента, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать соответственно только ограничение суммы перевода и суммы получения перевода.

Учитывая эту статью, банк и должен был бы проводить ваши операции, но до использования любого из приведённых выше способов перевода валюты, вам ещё раз стоит посоветоваться с работниками обоих банков. Возможно они предложат вам что то более приемлемое. Удачи вам в работе с банками.
Название документа:
Номер документа: 508
Вид документа: Письмо Банка России
Принявший орган: Банк России
Статус: Недействующий
Опубликован:

N 63, 30.09.97

Вестник Банка России

Дата принятия: 27 августа 1997
Дата начала действия: 30 сентября 1997
Дата окончания действия: 18 июня 2004
Дата редакции: 20 августа 2002

Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Порядок осуществления переводов иностранной валюты из
Российской Федерации и в Российскую Федерацию без
открытия текущих валютных счетов

(с изменениями на 20 августа 2002 года)

Утратил силу с 18 июня 2004 года на основании
указания Банка России от 15 июня 2004 года N 1450-У
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Банка России от 24 октября 1997 года N 02-469 ;
(Российская газета, N 182, 26.09.2002).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Указанием Банка России от 30 марта 2004 года N 1412-У (вступает в силу с 18 июня 2004 года) установлено, что при осуществлении валютных операций физическое лицо - резидент имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США , определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
. - Примечание "КОДЕКС".
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Валютные операции, проводимые уполномоченными банками по поручению физических лиц (резидентов и нерезидентов) в соответствии с настоящим письмом отражаются в Журнале учета переводов иностранной валюты, совершаемых без открытия текущего валютного счета. См. приложение 2 к указанию Банка России от 15 января 1998 года N 137-У .
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Порядок выплаты средств в иностранной валюте разъяснен письмом Банка России от 10 марта 1999 года N 88-Т .

____________________________________________________________________

I. Общие положения

1. "Порядком осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов" (далее по тексту "Порядок") устанавливаются правила осуществления переводов в иностранной валюте без открытия текущих валютных счетов в уполномоченных банках по поручению физических лиц (резидентов и нерезидентов) из Российской Федерации, а также получения физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в Российской Федерации иностранной валюты, переведенной в их пользу из-за границы.

Порядок не распространяется на индивидуальных предпринимателей (резидентов и нерезидентов). Индивидуальные предприниматели осуществляют перевод иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию в соответствии с валютным законодательством только через текущие валютные счета, открытые в уполномоченных банках.

Порядок не распространяется на переводы физическими лицами иностранной валюты из Российской Федерации и получение физическими лицами иностранной валюты, переведенной в Российскую Федерацию, если указанные переводы связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимость.

Перевод из Российской Федерации и получение в Российской Федерации иностранной валюты в соответствии с Порядком осуществляется через операционное подразделение уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) (далее по тексту "уполномоченный банк").

2. Перевод иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию осуществляется физическим лицом (его представителем) при предъявлении паспорта или иного заменяющего документа, удостоверяющего личность физического лица (вид на жительство в Российской Федерации - для иностранных граждан и лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации, удостоверение личности военнослужащего или военный билет - для военнослужащих Российской Федерации), представлении поручения (заявления), иных документов в случаях, установленных Порядком, а также доверенности при осуществлении или получении перевода представителем.

3. В заявлении на перевод из Российской Федерации и получение переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты должны быть указаны:

Фамилия, имя, отчество, документ, удостоверяющий личность (номер, серия, кем и когда выдан) отправителя платежа (при переводе из Российской Федерации);

Фамилия, имя, отчество и полный адрес получателя платежа, документ, удостоверяющий личность (номер, серия, кем и когда выдан) получателя платежа (при переводе в Российскую Федерацию);

Сумма перевода и цель перевода в соответствии с Порядком;

Дата и подпись физического лица.

В поручении (заявлении) на перевод из Российской Федерации и получение переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты физическим лицом делается запись, подтверждающая, что данный перевод не связан с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности (например, "совершаемая валютная операция не связана с осуществлением предпринимательской деятельности").

4. При представлении физическим лицом документов, не отвечающих вышеуказанным требованиям, а также при отказе предоставить требуемые в соответствии с Порядком документы, уполномоченный банк не совершает перевод (выдачу) иностранной валюты.

5. Иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных Порядком, может быть уполномоченным банком:

а) выдана наличными;

б) зачислена на текущий валютный счет переводополучателя, открытый в уполномоченном банке.

6. При выдаче перевода наличной иностранной валютой уполномоченный банк выдает переводополучателю справку ф.0406007, оформленную в порядке, установленном Банком России, являющуюся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу.

При этом, в разделе "Получено клиентом" в строке 7 "Сумма (прописью)" справки ф.0406007 делается отметка "получено по переводу из-за границы".

В случае получения переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию представителем физического лица справка ф.0406007 выдается на имя представляемого в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

7. Иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию, зачисляется уполномоченным банком на балансовый счет 071 "Невыплаченные переводы из-за границы".

При невозможности выплаты перевода в связи с отсутствием платежной инструкции банка-корреспондента либо в связи с неявкой переводополучателя иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию, возвращается уполномоченным банком банку-нерезиденту по истечении 6 месяцев с даты зачисления иностранной валюты на балансовый счет 071 "Невыплаченные переводы из-за границы".

II. Перевод иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию по поручению и в пользу физических лиц-нерезидентов

8. Наличная иностранная валюта может быть переведена в Российскую Федерацию в пользу физического лица-нерезидента без ограничения суммы.

9. Из Российской Федерации физическим лицом-нерезидентом иностранная валюта может быть переведена в случае, если нерезидент ранее:

а) перевел иностранную валюту в Российскую Федерацию;

б) снял наличную иностранную валюту со своего текущего валютного счета, открытого в уполномоченном банке;

в) купил наличную иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, установленном Банком России;

г) ввез наличную иностранную валюту с соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации;

д) получил иностранную валюту от продажи платежных документов в иностранной валюте уполномоченному банку в порядке, установленном Банком России.

10. При совершении перевода наличной иностранной валюты в уполномоченный банк должен быть представлен один из следующих документов:

а) справка ф.0406007, оформленная в порядке, установленном Банком России, являющаяся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу (в случаях, указанных в подпунктах "а", "б", "в", "д" пункта 9 Порядка);

б) оформленный таможенным органом документ, подтверждающий ввоз физическим лицом-нерезидентом наличной иностранной валюты (в случае, указанном в подпункте "г" пункта 9 Порядка).

Перевод иностранной валюты из Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 Порядка осуществляется в пределах сумм, указанных в оформленном таможенным органом документе, подтверждающем ввоз физическим лицом-нерезидентом наличной иностранной валюты, или в справке ф.0406007.

III. Перевод иностранной валюты в Российскую Федерацию в пользу физических лиц-резидентов и из Российской Федерации по поручению физических лиц-резидентов

11. Получение физическим лицом-резидентом иностранной валюты, переведенной в Российскую Федерацию, может быть осуществлено при переводе иностранной валюты в Российскую Федерацию:

Физическим лицом-резидентом на свое имя;

Нерезидентом на имя физического лица-резидента;

Физическим лицом-резидентом на имя другого физического лица-резидента.

12. При получении физическим лицом переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты, не связанной с осуществлением предпринимательской деятельности, а также инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимое имущество, в заявлении на получение иностранной валюты должно быть указано основание перевода (дарение, погашение долга по договору займа и т.д.).

Если в соответствии с законодательством совершение сделки требуется в письменной форме, то при получении физическим лицом переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты в дополнение к заявлению на получение иностранной валюты должны быть представлены соответствующие документы.

13. Физические лица-резиденты в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенную, ввезенную или пересланную в Российскую Федерацию иностранную валюту при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем перевод, ввоз или пересылку иностранной валюты в Российскую Федерацию.
____________________________________________________________________
Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 28-ФЗ с 15 марта 2003 года изменен порядок вывоза наличной иностранной валюты из Российской Федерации, установленный статьями 6 и 8 Закона Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 года N 3615-1 . - Примечание "КОДЕКС".
____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 4 абзаца "d" статьи ХХХ Статей Соглашения Международного Валютного Фонда физическое лицо-резидент вправе осуществлять умеренные суммы частных переводов на текущие расходы. Такой перевод не должен быть связан с осуществлением предпринимательской деятельности, а также инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимое имущество. Осуществление перевода не может превышать 2000 долларов США или иной иностранной валюты, эквивалентной этой сумме.

При таком переводе физическое лицо-резидент предъявляет в уполномоченный банк справку ф.0406007, являющуюся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу. Указанный перевод может быть осуществлен физическим лицом-резидентом не более одного раза в один операционный день через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка).

14. Переводы из Российской Федерации и получение в Российской Федерации иностранной валюты на цели, предусмотренные подпунктом 1.1.18 , абзацем первым подпункта 1.1.19 , подпунктами 1.1.21 -1.1.24 , 1.3.1 , 1.3.3 -1.3.5 и 1.3.8 -1.3.14 Положения Банка России от 24 апреля 1996 года N 39 “О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций” , введенного в действие приказом Банка России от 24 апреля 1996 года N 02-94 , с последующими изменениями и дополнениями, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 мая 1996 года, рег. N 1087 (“Вестник Банка России” от 29 мая 1996 года N 24, от 30 сентября 1997 года N 63, от 24 октября 2001 года N 64) (далее по тексту - Положение), могут быть осуществлены физическими лицами - резидентами через уполномоченные банки без открытия текущего валютного счета.

В этих целях физическое лицо - резидент представляет в уполномоченный банк документы в соответствии с подпунктами 8.1 и 8.2 Положения и пунктами 2 и 3 Порядка, а также при переводе иностранной валюты из Российской Федерации документ, подтверждающий перевод, ввоз иностранной валюты в Российскую Федерацию, приобретение наличной иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, снятие иностранной валюты со своего валютного счета, открытого в уполномоченном банке.

Переводы физических лиц - резидентов иностранной валюты из Российской Федерации на их счета, открытые в иностранных банках в порядке, установленном Банком России, и в Российскую Федерацию с этих счетов, предусмотренные подпунктом 1.1.25 Положения , могут быть осуществлены через уполномоченные банки без открытия текущего валютного счета.

В этих целях физическое лицо - резидент представляет в уполномоченный банк заявление, предусмотренное подпунктом 8.3 Положения ; документ, удостоверяющий личность физического лица - резидента; при переводе иностранной валюты из Российской Федерации - документ, подтверждающий перевод, ввоз иностранной валюты в Российскую Федерацию, приобретение наличной иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, снятие иностранной валюты со своего валютного счета, открытого в уполномоченном банке; а также документ, предусмотренный подпунктом 3.2.3 Инструкции Банка России от 29 августа 2001 года N 100-И “О счетах физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации” , зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 сентября 2001 года, рег. N 2937 (“Вестник Банка России” от 19 сентября 2001 года N 57-58) (далее по тексту - Инструкция), если счет открыт в соответствии с Инструкцией.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 октября 2002 года указанием Банка России от 20 августа 2002 года N 1188-У

IV. Порядок оформления документов, представляемых в уполномоченный банк. Сроки хранения документов

15. Представляемые физическими лицами доверенности на получение переводов, выданные за границей, должны быть оформлены в установленном порядке.

Доверенность, выданная на территории Российской Федерации, оформляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Копии документов, представляемые в уполномоченный банк в соответствии с пунктом 12 Порядка, должны быть заверены в установленном порядке.

В случаях, установленных Порядком, в уполномоченный банк должны представляться оригиналы оформленных таможенными органами документов, подтверждающих ввоз физическим лицом наличной иностранной валюты, справок ф.0406007, оформленных в порядке, установленном Банком России, являющихся основанием для вывоза наличной иностранной валюты.

17. Переводы документов на русский язык, представляемые в соответствии с Порядком, должны быть заверены в установленном порядке.

18. Документы, представляемые физическим лицом в уполномоченный банк в случаях, предусмотренных Порядком, помещаются в кассовые документы дня.

..
____________________________________________________________________
Порядок применения пункта 18 разъяснен письмом Банка России от 29 июня 1998 года N 143-Т .
____________________________________________________________________

19. Документы, представленные в уполномоченный банк, должны храниться в банке не менее 5 лет с даты совершения перевода.

Абзац утратил силу с 6 октября 2002 года - указание Банка России от 20 августа 2002 года N 1188-У ..

V. Ведение учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченных банках

____________________________________________________________________
Раздел V утратил силу с 1 января 1998 года на основании
приказа Банка России от 24 октября 1997 года N 02-469 . -
См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________

VI. Организация в уполномоченных банках учета валютных операций и отчетность по указанным операциям

23. Уполномоченные банки ведут учет проводимых физическими лицами - резидентами валютных операций, указанных в Разделе III настоящего Порядка.

24. Порядок формирования, сроки и форма представления уполномоченными банками отчетности о проводимых физическими лицами - резидентами валютных операциях, указанных в Разделе III настоящего Порядка, устанавливаются Банком России. с 6 октября 2002 года считается пунктом 25 настоящей редакции - указание Банка России от 20 августа 2002 года N 1188-У .
____________________________________________________________________

25. За нарушение Порядка уполномоченные банки несут ответственность в соответствии со статьей 74 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ” (пункт в редакции, введенной в действие с 6 октября 2002 года указанием Банка России от 20 августа 2002 года N 1188-У .

Первый заместитель Председателя
Центрального банка Российской Федерации
С.В.Алексашенко

Приложение N 1

____________________________________________________________________
Приложение N 1 утратило силу с 1 января 1998 года на основании
. -
См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов (с изменениями на 20.08.2002) (утратил силу с 18.06.2004 на основании указания Банка России от 15.06.2004 N 1450-У)

Название документа: Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов (с изменениями на 20.08.2002) (утратил силу с 18.06.2004 на основании указания Банка России от 15.06.2004 N 1450-У)
Номер документа: 508
Вид документа: Письмо Банка России
Принявший орган: Банк России
Статус: Недействующий
Опубликован: Бухгалтерский учет и налоги N 6 - 1997 год

Бизнес и банки, N 43, 1997 год

N 63, 30.09.97

Вестник Банка России

Дата принятия: 27 августа 1997
Дата начала действия: 30 сентября 1997
Дата окончания действия: 18 июня 2004
Дата редакции: 20 августа 2002

Российские банки с самого начала формирования российской банковской системы осуществляли переводы без открытия счёта по поручению физических лиц. Первоначально это выражалось в оплате налоговых и коммунальных платежей. Однако с развитием расчётно-кредитных взаимоотношений в обществе постепенно появлялись и реализовывались потребности в расчётах, не связанных с уплатой обязательных платежей. Но, несмотря на возросший на такого рода расчёты, в нормативной базе не уделялось им должного внимания. Только в 1997 году Банк России издал Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов (от 27 августа 1997 г. № 508). Как следует из названия, целью данного Порядка было регулирование валютных операций, в то время как подобные операции, проводимые в рублях (и по территории России), оставались в тени. Отчасти это было объяснимо повышенным вниманием к трансграничным операциям как более «рисковой» сфере деятельности, особенно в тот жёсткого валютного регулирования. И только в 2003 году издаётся Положение Банка России «О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в Российской Федерации» (от 1 апреля 2003 г. № 222-П), в котором должное место уделено переводам без открытия счёта, как порядку их проведения, так и учёту.

Тем не менее основная вопросов, возникающих у банков в связи с проведением расчётов без открытия счёта, связана с осуществлением валютных операций. С одной стороны, это объясняется недостаточной проработанностью деталей подобных переводов в нормативной базе. С другой - тем пристальным вниманием к подобным операциям, которое им до сих пор уделяется со стороны надзорных органов (несмотря на либерализацию валютного законодательства). Далее будет рассмотрен ряд наиболее острых из таких вопросов и отражены возможные пути их решения. Основой для выработки того или иного подхода к решению являлись разъяснения Банка России и его территориальных учреждений (в том числе адресные), а также обсуждение данных проблем в прессе и сети Интернет, в том числе на банковском сайте www.сайт.

Для начала определим основные моменты, которые присущи переводам без открытия счёта. Прежде всего, такие переводы могут проводиться только физическими лицами. Такой вывод следует из статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которая относит к банковским операциям «осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)». Следовательно, подобные переводы не могут использоваться в целях осуществления предпринимательской деятельности. Грань «предпринимательство (непредпринимательство)» всегда была достаточно условна и продолжает вызывать массу вопросов при классификации операций клиента. Гражданский определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2). Пункт 4 статьи 23 ГК РФ отнёс определение факта осуществления предпринимательской деятельности к компетенции суда. Таким образом, при осуществлении физическими лицами операций банк до решения суда в соответствии с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ обязан исходить из того, что все операции, совершаемые клиентом как физическим лицом, не относятся к предпринимательской деятельности.

Второй немаловажный момент - счёт, через который принимаются и выплачиваются переводы клиентов. Он не является счётом клиента в смысле главы 45 ГК РФ, на него не заключается договор банковского счёта, и к нему не применяются условия банковского счёта клиента. По своей сути это счёт банка. Именно поэтому не имеет безусловной выплатить перевод с данного счёта по первому требованию (обращению) клиента. Этот момент важен при проведении процедур антилегализации, в частности приостановлении операций клиента (в соответствии с письмом ЦБ РФ от 13 июля 2005 г. № 97-Т).

И наконец, необходимо определить, какие же операции являются валютными в смысле Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Исходя из части 9 статьи 1 и части 3 статьи 14 к таким операциям в части осуществления переводов относятся:

· переводы между резидентами и нерезидентами как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации;

· переводы между резидентами в иностранной валюте;

· переводы между нерезидентами как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации;

· трансграничные переводы (из Российской Федерации и в Российскую Федерацию) как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации.

Валютное довольно либерально подходит к осуществлению переводов без открытия счёта. Так, физическим лицам - резидентам дано право (часть 3 статьи 14):

«5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода».

Банк России не замедлил воспользоваться своим правом и Указанием от 30 марта 2004 г. № 1412-У установил, что «при осуществлении валютных операций физическое - имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счёта в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5 000 долларов США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода». При этом «общая переводов физического лица - резидента из Российской Федерации без открытия банковского счёта, осуществляемых через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) в течение одного операционного дня, не должна превышать сумму, установленную настоящим пунктом». Ограничений по получению в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов Банк России не установил.

Несмотря на, казалось бы, однозначную трактовку приведённого положения, Банк России и его территориальные учреждения не раз повторяли его в своих разъяснениях, появившихся вскоре после вступления в силу основных норм нового валютного законодательства летом 2004 года. Эти разъяснения сводились к следующему:

1) ограничения по сумме перевода физическим лицом - резидентом установлены только для совершения переводов без открытия счёта. При осуществлении переводов валюты со счетов, открытых в уполномоченном банке, названные суммовые отсутствуют (ст. 6 закона № 173-ФЗ);

2) общая сумма переводов физического лица - резидента из Российской Федерации без открытия банковского счёта, осуществляемых через уполномоченный в течение одного операционного дня, не должна превышать в эквиваленте 5000 долл. США. Исключений по увеличению суммы перевода без открытия счёта при предоставлении подтверждающих документов не предусмотрено.

Отсутствие прямого требования подтверждающих документов при проведении переводов без открытия счёта стало относительно новым и непривычным для российских банков. Настолько непривычным, что Банк России в своём информационном письме от 31 августа 2004 г. № 29 отдельно остановился на этом моменте: «При осуществлении вышеуказанных переводов требование представления физическими лицами - резидентами в уполномоченный документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, а также документов о происхождении наличной иностранной валюты нормативными актами Банка России не установлено. Таким образом, могут осуществлять указанные переводы физических лиц - резидентов без представления последними подтверждающих документов и документов о происхождении наличной иностранной валюты. При этом уполномоченный банк как агент валютного контроля вправе на основании пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций».

Таким образом, право требования документов при проведении физическими лицами - резидентами трансграничных переводов без открытия счёта, а также объём этих требований отданы на самим банкам. Более того, валютное для переводов без открытия счёта не устанавливает ограничений по получателю средств (на свой счёт, счёт другого резидента или нерезидента, открытый в банке за пределами Российской Федерации), целям перевода (любые цели), валюте перевода (любая валюта, в эквиваленте не превышающая 5000 долл. США). Также действующим валютным законодательством не установлено ограничений в части выбора валюты для выплат сумм переводов, поступивших из-за границы. Перевод может быть выплачен в любой наличной валюте по выбору клиента, в том числе отличной от валюты перевода.

Необходимо сказать о переводах в валюте Российской Федерации, поступающих в пользу резидентов без открытия счёта. Согласно пункту 9 «б» части 1 статьи 1 закона № 173-ФЗ, такие переводы являются валютной операцией. При этом валютное законодательство Российской Федерации не распространяется на действия отправителя (резидента или нерезидента) денежных средств из-за границы в Российскую Федерацию. В то же время получить в Российской Федерации перевод, поступивший из-за границы без зачисления на счёт в банке, физические лица - резиденты имеют право только в соответствии с частью 3 статьи 14 закона.

Отдельно следует остановиться на переводах без открытия счёта между резидентами. Хотя пункт 5 части 3 статьи 14 закона № 173-ФЗ и не содержит ограничений по субъектному составу получателей перевода, немало вопросов вызывала часть 1 статьи 9, в которой приводился закрытый перечень валютных операций, разрешённых к проведению между резидентами. На момент вступления в действие основных положений закона эта статья не содержала (вербально) разрешения на проведение валютных расчётов между резидентами, а часть 3 статьи 14, на которую она ссылалась, не прописывала разрешения на получение перевода без открытия счёта. Это создавало препятствие в случае выплаты резидентам переводов, поступивших без открытия счёта, при невозможности определения статуса отправителя (резидент - нерезидент). Законом от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ, внёсшим изменения и дополнения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», ситуация была исправлена: в статьи 9 и 14 были внесены необходимые дополнения.

Логика законодательства в данном случае соблюдается. По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены, за исключением прямо предусмотренных статьёй 9. Пункт 1 части 1 статьи 9 закона предусматривает возможность проведения валютных операций между резидентами, которые установлены частью 3 статьи 14. В части 3 статьи 14 определён исчерпывающий перечень валютных операций, которые имеют право осуществлять только физические лица - резиденты без использования банковских счетов, в том числе путём осуществления переводов без открытия счёта. Таким образом, физические лица - резиденты имеют право осуществлять переводы без открытия счёта в иностранной валюте на территории Российской Федерации в адрес резидентов по валютным операциям, перечисленным в части 3 статьи 14 закона (фактически это переводы в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам, их завещание и получение по праву наследования).

Следующим моментом, которому в валютном законодательстве уделено недостаточно внимания, являются переводы без открытия счёта по территории Российской Федерации. В этом отношении целесообразно обратиться к абзацу второму части 2 статьи 5 закона № 173-ФЗ, определяющему, что «если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счёта) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений...»

Принимая во внимание, что переводы между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте или валюте Российской Федерации являются валютными операциями, физические лица - резиденты имеют право осуществлять переводы без открытия счёта в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации в адрес нерезидентов по валютным операциям, перечисленным в части 3 статьи 14 закона. При этом валютным законодательством не установлено ограничений по суммам таких переводов. Не следует забывать, что операция по переводам валюты Российской Федерации по территории Российской Федерации между резидентами не является валютной операцией и не регулируется валютным законодательством Российской Федерации.

Немало вопросов вызывают переводы нерезидентов без открытия счёта в валюте Российской Федерации. В этой связи необходимо опять же отметить, что валютное законодательство не содержит ограничений на осуществление физическими лицами - нерезидентами переводов иностранной валюты или валюты Российской Федерации, как трансграничных, так и по Российской Федерации. Нет в нём и ограничений на получение физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации, переведённой в их пользу без открытия счёта.

Однако не всё так просто. Ряд юристов придерживается следующих позиций в трактовке норм валютного законодательства: в отношении валютных операций между нерезидентами и резидентами действует принцип «разрешено всё, что не запрещено», в отношении валютных операций между резидентами действует принцип «запрещено всё, что не разрешено», в отношении же валютных операций между нерезидентами действует принцип «разрешено то, что прямо предписано».

Следуя этим путём, можно прийти к противоположному выводу в отношении прав нерезидентов на совершение переводов в валюте Российской Федерации. Так, отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа на основании пункта 9 «в» части 1 статьи 1 закона № 173-ФЗ относится к валютным операциям. Статья 2 закона определяет права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации. Часть 2 статьи 5 закона определяет границы действий субъектов валютных правоотношений в том случае, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с законом № 173-ФЗ.

Таким образом, положения части 2 статьи 5 разрешают участникам валютных операций проводить без ограничений только те валютные операции, порядок осуществления которых должен быть установлен органом валютного регулирования. Они не позволяют участникам валютных операций проводить без ограничений те валютные операции, порядок осуществления которых вообще не определён законом № 173-ФЗ. На основании вышеизложенного получается, что совершение нерезидентом валютной операции, связанной с перечислением валюты Российской Федерации в адрес другого нерезидента, валютное законодательство не допускает.

Отрадным является тот факт, что Банк России не последовал такой логике трактовки валютного законодательства и в своих разъяснениях определил, что как раз на основании части 2 статьи 5 закона № 173-ФЗ физические лица - нерезиденты могут без ограничений осуществлять переводы в валюте Российской Федерации без открытия банковского счёта, а также с использованием банковских счетов (за исключением операций, перечисленных в пункте 4.1 Инструкции ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов», которые осуществляются с использованием специальных банковских счетов нерезидентов).

Многие банки в этой связи «спотыкаются» о статью 10 закона № 173-ФЗ (ч. 1 и 3):

«1. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

3. Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьёй 13 настоящего Федерального закона».

В данном случае необходимо различать запрет на проведение операции от гарантии (декларировании права) проведения операции. В этом смысле статья 10 не содержит ограничений по осуществлению нерезидентами переводов без открытия счетов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации по территории Российской Федерации и из Российской Федерации. При этом требование части 3 статьи 10 о соблюдении порядка проведения валютных операций через счета нерезидентов в уполномоченных банках в соответствии со статьёй 13 закона распространяется только на валютные операции, которые проводятся нерезидентами через их банковские счета.

Не может служить запретом на осуществление нерезидентами переводов в валюте Российской Федерации без открытия счёта и требование пункта 4.3 инструкции № 116-И о том, что валютные операции между резидентами и нерезидентами, осуществляемые нерезидентами без использования специальных счетов, учитываются в соответствии с нормативными актами Банка России для банков-нерезидентов на балансовом счёте 302 31, юридических лиц - нерезидентов на балансовых счетах 408 07, 425, 440, физических лиц - нерезидентов на балансовых счетах 408 20, 426. Нормы Инструкции № 116-И, как и в случае со статьёй 10 закона, не содержат запрета на осуществление нерезидентами переводов без открытия счёта в валюте Российской Федерации как по территории Российской Федерации, так и за рубеж.

Что касается соблюдения процедур валютного контроля по переводам без открытия счёта, то следует начать с определения соответствия таких переводов требованиям Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». Требования главы 1 инструкции № 117-И о представлении документов при проведении валютных операций, в том числе о проставлении в расчётном документе кода вида валютной операции, не распространяются на валютные операции физических лиц, осуществляемые без открытия банковского счёта. В соответствии с пунктом 1.17 в базе данных по валютным операциям отражаются валютные операции, осуществляемые по счетам клиентов уполномоченного банка - резидентов и нерезидентов. Следовательно, валютные операции, осуществляемые клиентами без открытия банковских счетов, не подлежат отражению в базе данных.

До настоящего момента остаётся открытым вопрос об обязанности банка (или отсутствии таковой) проверять переводы, проводимые без открытия счёта, на их соответствие режимам резервирования и специального счёта. Ответственность за проведение валютных операций, к которым инструкцией № 116-И установлено требование об использовании специального счёта, только через указанные специальные счета ложится на банк (п. 1.2). При этом аргумент о якобы наличном характере переводов без открытия счёта (тогда как пункт 1.1 инструкции № 116-И распространяет её действие только на операции между резидентами и нерезидентами, связанные с безналичными расчётами) несостоятелен. Банк России своим разъяснением от 4 января 2003 г. № 17-44/1 отнёс переводы без открытия счёта к безналичным расчётам. Тем самым банки поставлены в двоякую ситуацию: с одной стороны, обязанность по требованию документов при осуществлении переводов без открытия счёта отсутствует, с другой - эти документы необходимы для идентификации перевода в части его проведения через специальный счёт. Выхода из этой ситуации два: либо требовать с клиентов подтверждающие документы (такое право у банка есть на основании статьи 23 закона № 173-ФЗ), либо ограничивать целевое назначение переводов без открытия счёта операциями, не подпадающими под режим специальных счетов (как это установлено во многих системах быстрых переводов).

С точки зрения сохранения массовости платежей более предпочтителен второй вариант. На практике он может быть реализован путём письменного подтверждения клиентом (в тексте заявления на отправление или получение перевода) о соблюдении им нормы валютного законодательства по совершаемой операции (тем самым и по неотнесению её к режиму специального счёта). Можно также воспользоваться нормами Инструкции ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц», в части:

· пункта 3.5, который обязывает банк вывешивать на информационных стендах операционных касс порядок и условия осуществления переводов из Российской Федерации без открытия счёта;

· пункта 4.10, который рассматривает начало совершения клиентом операции как согласие на условия её осуществления.

В то же время это не избавляет банк от обязанности мониторинга переводов без открытия счёта хотя бы по формальным признакам, таким как основание платежа.

Существует и альтернативное видение проблемы спецсчетов, о котором следует сказать. Оно состоит в том, что инструкция № 116-И принята во исполнение статьи 8 закона № 173-ФЗ и отношения к возможности (невозможности) осуществления переводов без открытия счёта не имеет. Подобное решение вопроса укладывается в рамки статьи 6 закона, декларирующей, что:

«6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов».

И всё же при отсутствии разъяснений Банка России по этому вопросу такой подход остаётся спорным.

В отношении кассового отражения переводов без открытия счёта нередко возникает вопрос: в каком реестре их отражать? В реестре, предусмотренном инструкцией № 113-И, или в реестре, установленном пунктом 2.6.1 Положения ЦБ РФ от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»? Или в обоих реестрах? Если с переводами в иностранной валюте более или менее ясно (как-никак, в любом случае - валютная операция), то с переводами без открытия счёта в валюте Российской Федерации не всё так однозначно. Устоявшаяся и прошедшая проверку практикой методика распределения операций по реестрам состоит в следующем:

· операции, проводимые в соответствии с инструкцией № 113-И, в том числе по трансграничным переводам без открытия счёта, вносятся только в реестр операций с наличной валютой и чеками по приложению 4 к инструкции № 113-И (за исключением операций по пунктам 3.1.8 и 3.1.15);

· все иные операции, в том числе переводы по территории Российской Федерации (как резидентами, так и нерезидентами), вносятся в реестр по Положению № 199-П.

От заполнения реестра по Положению № 199-П можно уйти, если при приёме от физического лица денежной наличности для осуществления операции по переводу денежных средств без открытия счёта (переводы по территории Российской Федерации) на каждый платёж оформлять приходный кассовый ордер. Это также избавляет от оформления приходных ордеров на итоговые суммы по видам операций. Реестр по инструкции № 113-И также будет неполным по операциям переводов без открытия счёта: графа «номер счёта физического лица» останется незаполненной по причине отсутствия такового.

Кассовое оформление операций по приёму денежных средств для осуществления переводов из Российской Федерации без открытия банковских счетов и выплате денежных средств по переводам в Российскую Федерацию без открытия счетов должно осуществляться с соблюдением пункта 3.6 инструкции № 113-И. Согласно абзацу 1 пункта 3.6, порядок и условия осуществления операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковского счёта, а также обязательства банка по переводу денежных средств устанавливаются самим банком в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Эта отсылка применительно к иностранной валюте приводит нас к пункту 9.2 Положения № 199-П (раздел «Совершение операций с наличной иностранной валютой»), в соответствии с которым операции по приёму и выдаче наличной иностранной валюты при обслуживании физических и юридических лиц осуществляются по приходным и расходным кассовым ордерам (приложения 23 и 24 Положения № 199-П). Таким образом, оформление кассовых ордеров при приёме и выплате переводов без открытия счёта в иностранной валюте является обязательным.

Для бухгалтерского отражения трансграничных переводов без открытия счёта в соответствии с Положением ЦБ РФ от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» используются счета 409 09 «Переводы в Российскую Федерацию», 409 10 «Переводы в Российскую Федерацию нерезидентам», 409 12 «Переводы из Российской Федерации», 409 13 «Переводы из Российской Федерации нерезидентами». В аналитическом учёте по ним открываются отдельные лицевые счета по каждому переводу. Отчасти это облегчает проверяющим контроль за соблюдением банками ограничения по сумме одного отправляемого перевода в 5000 долл. США (или эквивалента).

Среди наиболее часто встающих проблем при бухгалтерском отражении переводов без открытия счёта можно отметить следующие.

1. Определение статуса получателя перевода при поступлении перевода без открытия счёта. На основании только кредитового авизо определить резидентство получателя в целом ряде случаев не представляется возможным. С учётом наличия данной проблемы Банк России в своих разъяснениях позволил банкам в случаях, когда невозможно однозначно (до явки переводополучателя) установить, является ли переводополучатель резидентом или нерезидентом, учитывать поступающие переводы на балансовом счёте 409 09. Тогда как на балансовом счёте 409 10 учитываются суммы переводов, по которым можно сделать однозначный вывод о статусе переводополучателя как нерезидента.

2. Переводы нерезидентов по территории Российской Федерации (как иностранной валюты, так и валюты Российской Федерации) до настоящего времени не имеют в плане счетов отдельного балансового счёта. Будучи разрешёнными (как было показано выше), такие операции проводятся на практике через счёт 409 11. Это хотя и является нарушением Положения № 205-П (по которому счета для нерезидентов должны быть оговорены словом «нерезидент», а счета без указания слова «нерезидент» используются для учёта операций только резидентов), но в отсутствии альтернативы может считаться оправданным. Обоснованием использования счёта может служить Положение № 222-П, регулирующее порядок совершения переводов без открытия счёта по территории Российской Федерации. Параграф 1 приложения к Положению № 222-П предусматривает использование по таким переводам счёта 409 11 «Транзитные счета».

3. Возврат перевода, отправленного без открытия счёта из Российской Федерации, подлежит возврату на тот счёт (409 12/409 13), с которого он был отправлен. Неправомерно считать возврат перевода отдельной операцией поступления перевода без открытия счёта в Российскую Федерацию (с зачислением на 409 09/409 10). Для случаев возврата Положением № 205-П в характеристиках счетов 409 12/409 13 описана возможность отражения по дебету сумм, возвращаемых отправителю.

Нередко возникает вопрос по учёту комиссионного вознаграждения по переводам без открытия счёта. Дело в том, что счёт 409 предназначен только для учёта сумм переводов. Осторожный обход вопроса учёта комиссионного вознаграждения в инструкции № 113-И и Указании ЦБ РФ от 11 июня 2004 г. № 1446-У «О порядке бухгалтерского учёта уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» лишь подтверждает линию, проводимую Банком России на вытеснение комиссий и сборов по валютным операциям, во всяком случае по физическим лицам, из области валютного регулирования в рублевую зону. Об этом иногда говорят и сами представители Банка России, рекомендуя перейти к практике взимания комиссионного вознаграждения по валютным операциям в рублях. Для решения этого вопроса можно рекомендовать относить комиссионное вознаграждение, взимаемое с физических лиц при совершении ими переводов без открытия счёта, непосредственно на счета расходов. Если комиссия удерживается в иностранной валюте, то для облегчения кассового отражения операции целесообразно дополнить реестр операций, ведущийся в соответствии с инструкцией № 113-И, графой «комиссионное вознаграждение». Операция по удержанию суммы комиссии не выделена в инструкции № 113-И в отдельную операцию, поэтому не может отражаться в реестре отдельной строкой. В то же время её отсутствие в реестре усложняет сведение кассы по итогам операционного дня.

В заключение следует отметить, что нельзя дать универсального ответа по каждой ситуации, да и задача такая не ставилась. Целью данного обзора было обозначение путей решения укрупнённых проблем, свойственных всем банкам, предоставляющим своим клиентам услуги переводов без открытия счёта. Рассмотренные вопросы не охватывают всю проблематику данных операций. В статье были приведены лишь наиболее острые моменты, встающие перед банками на поле валютного законодательства при обслуживании платежей физических лиц.

Loading...Loading...