Лечение неврозов у подростков. Невроз у подростков: симптомы, причины, лечение и профилактика. Особенности неврозов в подростковом возрасте. Температура воды при закаливании

Причины неврастении. Наиболее частой причиной бывает срыв при попытке выполнить непосильную задачу с субъективно тягостным отказом от заманчивой цели. Уход в болезнь служит оправданием для такого отказа для самого себя. Роль «переутомления», на которое обычно ссылаются, весьма условна - это скорее перенапряжение, чем переутомление,- обычный отдых не восстанавливает сил. Если же ценой невероятных усилий цель все же бывает достигнута (например, удалось пройти по конкурсу в престижное учебное заведение), то неврастения не развивается, несмотря на крайнее утомление. Зато она часто возникает, когда «поступили не туда, куда хотели».

Наиболее частыми «поставщиками» неврастении бывают подростки с астеноневротической и лабильной акцентуациями характера. Но иногда неврастеническую реакцию можно увидеть при других акцентуациях, даже при гипертимной (например, при вынужденном ограничении активности и контактов). Неврастеническая реакция может развиваться даже у конформных подростков, когда они чувствуют себя не на высоте по сравнению с принятыми у сверстников стандартами.

Причины обсессивно-фобического невроза. Здесь психогенез состоит в конфликте между чрезмерно высокими, невыполнимыми в обыденной жизни требованиями (прежде всего к самому себе) и невозможностью их претворить на деле. Невроз возникает при ударе по чувству долга, ответственности, морали. Наиболее предрасположенными являются психастеническая и сенситивная акцентуации характера.

Как известно, психогенез обсессий и фобий со времен 3. Фрейда служит одной из излюбленных тем для психоаналитических толкований. Навязчивости рассматриваются как «субституция», т. е. замена символическими действиями реальных поступков или движений, которые больной не хочет, стыдится или боится совершить. За всем этим якобы стоит инфантильная сексуальность.

Например, с такой точки зрения, навязчивое мытье рук - это символическое очищение от греха, которым чаще всего является онанизм.

И. П. Павлов видел в навязчивости образование инертных, патологи­чески устойчивых, не поддающихся угашению условных рефлексов. Такие рефлексы, несомненно, являются тем элементарным физиологическим механиз­мом, по которому навязчивости формируются. Однако для психотерапии навязчивости нуждаются не только в физиологическом, но и в содержа­тельном, психогенетическом анализе [Мясищев В. Н., 1960]. Тот же пример с навязчивым мытьем рук и онанизмом у подростка может быть понят без психоаналитической «субституции». После мастурбации подросток опасается, что запах спермы может его выдать. Мытье рук вследствие этого падает на момент наибольшего обострения угрызений совести, самоукоров, т. е. на момент наивысшего напряжения отрицательной эмоции. Это напряженне постепенно спа­дает само по себе.

Здесь может возникнуть условнорефлекторная связь - определенное действие и снятие тягостного напряжения. Навязчивое мытье рук может возникнуть, конечно, не только в связи с онанизмом, но и из опасения заражения. И наоборот, даже при тяжелой личностной реакции на онанизм далеко не всегда появляется навязчивое мытье рук.

Таким образом, между навязчивостью как симптомом и психогенным фак­тором нет жесткой связи, как это следует из психоаналитической теории.

Причины истерического невроза. Основой здесь является конфликт иного рода: столкновение высокого уровня притязаний и невозможности его достигнуть при отсутствии всякого намерения отказаться от престижной цели. При этом вина за неудачу всегда перекладывается на других, реальные трудности и свои возможности критически не оцениваются.

В современной патопсихологической литературе распространялось иное суждение: якобы истерической личности присущ низкий уровень притязаний, а психастеникам, наоборот, высокий. Это заключение строится на основании результатов одного довольно примитивного теста, претендующего на определе­ние уровня притязаний. Возможно, что истероид при выполнении этого теста стремится облегчить себе работу, как он обычно и поступает в реальной жизни, а психастеник относится к его выполнению со свойственным ему высоким чувством ответственности. Клинический опыт, во всяком случае, полностью расходится с результатами этого теста.

Как указывалось, истерический невроз развивается не только на почве истероидной акцентуации, но и в тех случаях, когда истероидные черты дополняют другие типы (лабильно-истероидная, эпилептоидно-истероидная, шизоидно-истероидная, гипертимно-истероидная акцентуации характера). Присоединение этих черт нередко бывает следствием неправильного воспитания по типу потворствующей гиперпротекции («кумир семьи»).

Лечение и профилактика

Главное средство лечения неврозов - психотерапия. Лекарства всегда имеют только вспомогательное значение. С их помощью можно снять эмоциональное напряжение, раздражительность, возбудимость.

Транквилизаторы (тазепам, элениум, мепробамат и др.) могут быть использованы при неврастении, реже при обсессивно-фобическом неврозе и менее всего при истерии.

Цель психотерапии - разрешить конфликтную ситуацию наиболее рациональным путем. Психотерапия у подростка всегда начинается с установления индивидуального контакта. Эта задача облегчается, если учитывается тип акцентуации характера [Лич­но А. Е., Богдановская Л. Б., Эйдемиллер Э. Г., 1973]. Далее необходимо выяснить сущность конфликта. После этого приступают к разрешению конфликтной ситуации, ис­пользуя для этого как индивидуальную, так и семейную, а иногда и групповую психотерапию. Разрешение конфликта может дости­гаться разными путями: обесцениванием недостижимой цели, созданием новых, заманчивых, но реальных перспектив, отыска­нием интересных форм деятельности, способных отвлечь от невы­полнимых задач и направить притязания по коллатеральному пути.

Приемы, которыми решаются эти психотерапевтические задачи, и особенности использования разных психотерапевтических методов в подростковом возрасте изложены в первой части книги (гл. VII).

Помимо психотерапии необходимо обратить внимание на оздо­ровление условий жизни - гигиенический режим, достаточный отдых, чередование физических и умственных занятий. Спорт особенно показан при обсессивно-фобическом неврозе, причем начинать надо с таких видов, которые не требуют ловкости, контакта с товарищами в игре, не «истязают» чувства от­ветственности, т. е. с бега, прыжков, лыж, велосипеда, гимнастики с постепенным переходом к спортивными играм.

Лечение неврозов у подростков, как правило, должно осуществ­ляться амбулаторно или с использованием режима частичной госпитализации (ночной профилакторий, дневной стационар). Стационарное лечение, особенно длительное, нерационально - подросток, страдающий неврозом, должен продолжать учиться или работать.

Создание специальных отделений санаторного типа для под­ростков [Драпкин Б. 3., 1976] оправдано, когда пребывание в них не ограничивается лечением, отдыхом и организованными развле­чениями, а сопряжено с продолжением учебы и необходимостью нести определенные трудовые обязанности (самообслуживание, работа в мастерских и т. п.).

Профилактика неврозов у подростков, помимо общего оздоровления режима, состоит в том, чтобы научить подростка избегать действия тех психогенных факторов, в отноше­нии которых при его типе акцентуации характера уязвимость наиболее высока.

Решающее значение имеет также ситуация в семье - в гармо­ничных семьях неврозов у подростков встречать практически не приходится.

Для заботливых родителей симптомы и происхождение невроза слишком противоречивы и размыты. И часто имеют мало общего с медицинским толкованием этого невралгического расстройства. Неврозы у детей и подростков 1-12 лет часто путают с такими отклонениями, как:

  • инфантильность;
  • малая мозговая дисфункция;
  • пароксизмальность головного мозга;

Их сложно винить за незнание — признаки во многом схожи с неврозом:

  • агрессия;
  • возбудимость;
  • плохой сон;
  • невнимательность;
  • головные боли;
  • бледность;
  • дрожь пальцев;
  • усталость.

Все эти симптомы носят временный характер и продиктованы неподготовленностью ребенка к переменам по возрасту — нужно лишь проконсультироваться с невропатологом, который даст рекомендации и пропишет лечение и психотерапию. Происхождение невроза всегда проистекает из длительной стрессовой ситуации и имеет более глубокий анамнез, требующий вмешательства специалиста.

События и потрясения

Детская психика очень ранима и восприимчива — любое изменение привычного распорядка жизни отражается даже на новорожденных, с силой, соответствующей динамике возраста. Так, для младенцев от года до 3-х лет даже короткая разлука с матерью может сказаться формой начинающихся неврозов. Особенно, если до этого дня они были неразлучны.

Дети 3-6 лет могут получить предневрозное состояние, если потеряется их домашний питомец, либо сломается любимая игрушка. Первые симптомы — потерянность, длительное горе, уныние, расстройство сна и аппетита. Скандалы в семье, неполная семья, нелюбовь родителей также негативно влияют на детскую психику, оставляя в душе ребенка неизгладимый след на всю жизнь.

Диктаторские наклонности одного из родителей также приносят малышу невроз. Подавление личности, темперамента, инстинктов и интересов — верная дорога ребенка к неврозу и сеансам психотерапии.

Инстинкты ребенка

Неврозы у детей и подростков — явление распространённое и опасное. Ребенок вырастает неуверенным в себе человеком, в его мозгу при определенных болезнях вполне возможны различные психические отклонения, страхи, от шизофрении до паранойи.

Самое невинное из этого букета — комплексы, из-за которых внутренний мир ребенка школьного возраста закрыт для окружающих. Уже будучи взрослым, такой человек не способен полноценно любить, общаться и развиваться личностно. Только психотерапия как лечение может принести облегчение.

Невроз как следствие возникает из борьбы инстинктов. Дети защищаются как умеют, проще говоря, пытаются не сойти с ума. Самые распространённые причины невроза у ребенка:

  • семейные конфликты;
  • испуг, авария, травмы;
  • давление родительской опеки и контроля;
  • наследственная предрасположенность;
  • чрезмерные умственные нагрузки.

Детская психика проявляет следующие симптомы:

  • снижение аппетита;
  • снижение работоспособности;
  • упадок сил;
  • потливость;
  • нервный тик;
  • истерики;
  • головные боли;
  • холодные руки и ноги.

Помимо симптомов, есть такие признаки в психотерапии, как заикание и недержание. У детей до года и новорожденных отличительными чертами неврозов могут стать жалобный, горестный плач и чуткий, беспокойный сон. После 4-х лет до дошкольного и школьного возраста — истерические припадки, катание по полу, яростное требование желаемого.

Внутренние конфликты

Невроз на самом деле очень легко заработать. Достаточно не понимать собственного ребенка. Вот почему обычно происхождение таких явлений, как невроз у женщин — они тоже имеют чувствительную душу. Психика детей как пластилин, но он требует бережного отношения.

Благодаря стрессам на работе и в быту невроз у взрослых приводит к депрессии и неврастении, но они могут пойти к психоаналитику либо просто интуитивно начать релаксационный период психотерапии. Дети же никак не в состоянии унять внутреннюю тревогу, переживания. Вроде родители знают, что указывают, знают, как будет лучше, но подросток школьного возраста, к примеру, боится не справиться с возложенными на него обязанностями.

И вот, пожалуйста, детский невроз, требующий лечения. Внутренние противоречия личностного роста вкупе с неправильным воспитанием и как итог — повышенная нервность. Типы неверного воспитания:

  • гиперопека;
  • авторитарное;
  • неприятие и нелюбовь;
  • потворство;
  • контраст;
  • тирания.

Конечно, биологические особенности тоже играют роль в возникновении неврозов у новорожденных. Так, невропатия может быть обусловлена тяжелой беременностью, неестественными родами, патологией. Дети, рожденные с трудностями, более подвержены срывам, и, чем старше, тем ощутимее.

Трудный возраст

У детей школьного возраста происхождение классических типов неврозов часто связано с чрезмерными нагрузками, чувством страха, давлением родителей, адаптацией в школе. Переживания чреваты заиканием и энурезом, нервическими тиками. Неврозы у подростков условно разделены на несколько нервических состояний:

При более подробном рассмотрении, для истерии характерны следующие симптомы:

  • чувствительность;
  • впечатлительность;
  • эгоцентризм;
  • эгоизм;
  • внушаемость;
  • резкие перепады настроения.

Истерия, как форма неврозов, часто присуща избалованным детям 3-6 лет. Родители чересчур превозносят ребенка, лишая его самостоятельности. Для дошкольников младше 3-х лет характерны также такие симптомы, как аффективно-респираторные задержки дыхания. Когда ребенок плачет, он настолько подавлен, что ему не хватает воздуха. Выглядит это как припадок астмы.

С 7-11 лет припадки превращаются в театрализованное представление с обмороками и удушьем. Самое страшное, ребенок верит в правдивость своих поступков, что в дальнейшем чревато привыканием организма к подобным инсинуациям. Необходима психотерапия и лечение.

Симптомы неврастении:

  • раздражительность;
  • слабость;
  • утомляемость;
  • невнимательность;
  • головная боль по утрам;
  • нарушение сна;
  • ночные страхи;
  • пассивность;
  • бледность.

Неврастеники очень вспыльчивы и ранимы, во всем видят подвох. Недоверчивые, опасливые, в основном меланхоличные и депрессивные. Ночью переживают заново события дня, часто с криками просыпаются, испытывая озноб и холод.

Симптомы и признаки навязчивых неврозов:

  • неуверенность;
  • нерешительность;
  • мнительность;
  • опасения;
  • тревожность.

Дети, болеющие формой неврозов — навязчивых состояний, боятся микробов, общения, темноты, в общем, множества символик различных фобий. Для ребенка дошкольного и школьного возраста характерны ритуальные привычки, такие как:

  • частое мытье рук;
  • подпрыгивание;
  • похлопывание.

Причем делается это автоматически, как условные рефлексы. Показательным симптомом может быть тик. В 4-5 лет нервные подергивания носят временный характер, от нескольких недель до месяца. В дальнейшем этот симптом проходит, мгновенно проявляясь в стрессовых ситуациях.

Социальные факторы

В старшем возрасте детские неврозы труднее поддаются лечению, так как обусловлены более сложными причинами. Дети 4-12 лет тяжело переживают:

  • развод родителей;
  • перевод в другую школу;
  • несправедливое наказание;
  • первое посещение детского коллектива;
  • переезд на новое место жительства.

Есть еще такое понятие в психотерапии, как предрасполагающие факторы, происхождение которых влечет невроз:

  • резидуально-органическая патология;
  • непреднамеренная акцентуация характера;
  • слабость организма перед болезнями соматического характера;
  • негативный эмоциональный фон матери во время беременности;
  • наследственная отягощенность;
  • угроза беременности, стресс.

Из-за них ребенок особенно уязвим, подвержен неврологическим заболеваниям. При своевременном обращении родителей к психотерапии можно обратить невроз. Если же не замечать его присутствия, о душевном покое ребенка можно забыть.

Неврозу так же, как ожидаемому событию, способствует внутрисемейная история. Так, вполне здоровый 10-месячный ребенок заработанным неврозом вполне может быть обязанным своим родителям, считающим нарушением дисциплины брать малыша до года жизни на руки, когда он остро в этом нуждается.

Недовольство родителей полом новорожденного постепенно формирует нервическую личность, маленькому человеку присуща внутренняя тревожность, не оставляющая его ни на минуту. Такая же участь ожидает позднего грудничка — учеными доказана связь детских неврозов с поздней беременностью матери.

Научные теории

Многие психоаналитики считают, что истинной причиной детских неврозов является неправильное воспитание, основанное на таких факторах, как:

  • эмоциональный шантаж;
  • традиционализм;
  • открытые угрозы и посылы;
  • отсутствие привязанностей в семье;
  • нескромность родителей;
  • негативное отношение взрослых к пожилым людям.

Хрупкая психика ребенка дошкольного возраста начинает затормаживать — запущенный невроз может отразиться аутизмом.

Виды навязчивых страхов у детей 5-12 лет как следствие формы невроза:

  • агорафобия;
  • клаустрофобия;
  • акарофобия;
  • акромофобия;
  • гомилофобия;
  • эрейтофобия;
  • дисморфофобия;
  • мизофобия.

Эти психические расстройства страха чего-либо сильно мешают человеку нормально жить и развиваться. Помимо них, есть еще целый сонм специфических детских страхов, из-за которых мысли маленького человека как загнанные птички — боязнь одиночества, темноты, пожара, потери родителей и т. д.

Стоит отметить кризисные возрастные периоды, где нужна психологическая профилактика и лечение:

  • в 3-4 года девочки чаще страдают неврозом, чем мальчики;
  • в 6-7 лет для детей дошкольников начинаются непривычные стрессовые ситуации;
  • в 11-12 лет непонимание действительности способно запутать ребенка;
  • неврозы у подростков 14-18 лет говорит о психологической незрелости ребенка как личности.

В последнем случае есть большая склонность к депрессии, фобиям. Детские страхи остаются, клиническая картина невроза усугубляется.

Страхи детей в психотерапии делятся на такие понятия, как навязчивые, бредовые и сверхценные. Лечение страхов во многом основано на профилактике. Навязчивые являются началом фобий, в зависимости от возраста, бредовые сам ребенок не в состоянии объяснить, а сверхценные занимают все внимание детей.

К сверхценным страхам детей относится проявление страха отвечать у доски, страха перед выступлениями. Беседуя с детьми, понимая их, можно потихоньку вытеснить опасения.

Лечение

Детские неврозы имеют обратимый патогенез, но только в случае профессионального лечения и профилактики. Опытный психотерапевт, осторожно расспросив пациента, составляет анамнез вкупе с биологическими особенностями пациента и соответственно возрасту.

Комплексный подход психотерапии способен эффективно и безопасно излечить ребенка от его страхов и тревожности. Часто психологи просят нарисовать или описать свои страхи, используя хитроумные приемы доверия. Типы лечения, в зависимости от сложности случая:

  • гомеопатия;
  • гипноз;
  • релаксационная терапия;
  • медикаменты;
  • акупунктурное и микроакупунктурное лечение;
  • психотерапевтическое лечение;
  • нетрадиционные методики.

Обязательна консультация у невролога и психотерапевта. Самые сложные случаи детского невроза требуют медикаментозной терапии и постоянной психологической профилактики. Назначаются транквилизаторы группы бензодиазепинов, которые снижают возбудимость и риск судорог, вызывают сонливость.

Побочные действия этих лекарств — кожный зуд, тошнота, запоры. Если психотерапия продолжается длительное время, возможно привыкание и снижение эффективности препаратов. В комплекс лечения детского невроза также входят:

  • психостимуляторы;
  • антидепрессанты;
  • витаминно-минеральные препараты;
  • физиотерапия;
  • лечебная физкультура.

Как часть психотерапии проводятся сеансы гипноза, доверительных бесед, консультаций. Если форма детских неврозов не нуждается в медикаментозном лечении, большое значение имеет индивидуальная работа детского психолога как профилактика.

Участие родителей и близких

Лечить детский невроз непросто, но ошибочно думать, что это сплошь работа специалистов. Родители невротика не меньше пациента нуждаются в консультациях и беседах с психоаналитиком. Только изменив собственное отношение к жизни, к ребенку, родители могут помочь малышу дошкольного возраста преодолеть психотравмирующие факторы, забыть их.

Детские страхи отступят, если окружить ребенка пониманием и заботой, предоставить право выбирать, свободу личности. Совместно с психологом родители учатся заново воспринимать действительность, смотреть на мир глазами своего ребенка, понять, как это тяжело — стараться соответствовать неподъемным требованиям.

Только семья, переоценив жизненные ценности, может помочь ребенку избавиться от фобий и страха быть неполноценной личностью. Отношения в социуме — это всегда непросто, но каждый человек имеет право на собственный путь и ошибки, и только гармония в семье поможет ребенку осознать свою индивидуальность.

Видео: как распознать первые призначи невроза у ребенка

Если видео не загрузилось, попробуйте обновить страницу (нажать клавишу F5 на клавиатуре), это может помочь.

Неврозы – это чаще всего неглубокие расстройства психики, которые возникают из-за воздействия на личность разного рода психологических травм. На сегодняшний день с неврозами столкнулось примерно 3-20% населения планеты. Чаще всего от неврозов в подростковом возрасте страдают девочки – примерно в трети случаев.

Из-за невроза происходит расстройство системы отношений, которое больше всего сказывается на отношении к себе. Подросток может иметь или слишком заниженную самооценку или же противоречивую. Также большую роль в развитии проблемы играют конфликты личностного характера.

В случае с подростками крайне отрицательно на психологическом здоровье сказываются конфликты в семье. У одних детей начинает развиваться невроз, другие страдают нарушениями в поведении и влечениях.

Из-за чего происходит развитие заболевания

Есть всего две причины, которые могут спровоцировать развитие невроза у подростков. К ним относят непосредственно причины психологического характера, а также физиологического – тип нервной системы.

К особенностям нервной системы, из-за которых развивается невроз у подростков, можно отнести следующие пункты:

  • Подросток слишком чувствителен или эмоционален. Такие дети очень активно реагируют на самые разные события.
  • Они не могут отстоять свои интересы и чувствуют себя беззащитными.
  • Страдают постоянной тревожностью. Имеют некоторые страхи и склонность к беспокойству.
  • Обладают сильной впечатлительностью – могут на долгое время запоминать какие-то обиды или же неприятные ситуации.
  • Наблюдается интроверсия – ребенок держит все свои переживания, эмоциональные ощущения, противоречия в себе.
  • Имеют слишком высокую потребность в быстром самоутверждении.
  • Неврозы у подростков возникают из-за слабой нервной системы и слишком высокой психоэмоциональной нагрузки. Причины психологического характера чаще всего проявляют себя во время кризиса в возрасте. В случае с подростками это возраст от 12 до 16 лет. В этом случае, кроме возможных, полученных ранее психологических травм, начинают давать о себе знать постоянные перепады настроения, гормональная перестройка, слишком частые депрессии по пустякам.

    Симптомы невроза в пубертатном возрасте

    К основным признакам невроза можно отнести следующие моменты в поведении:

  • Постоянная раздражительность и резкие перепады настроения.
  • Подростки становятся очень уязвимыми, ранимыми, чувствительными. Если ребенок будет скрывать все это, как дополнение, появится более серьезный симптом – интроверсия.
  • Симптомами невроза у подростков в большинстве случаев является сильно угнетенное настроение и частые депрессии.
  • Возникают разнообразные фобии или страхи.
  • У подростка, больного неврозом, частыми будут истерики, которые могут проявляться самыми разными способами.
  • Виды невротического расстройства

    По симптомам неврозы у детей и подростков бывают нескольких видов. Правильно определив форму этого заболевания, можно назначить подходящее лечение. Поэтому в случае невротического расстройства необходимо обратиться за помощью к специалисту.

    Неврастения

    Заболевание проявляется очень сильной и быстрой утомляемостью. Подросток постоянно чувствует себя уставшим, снижается работоспособность, он очень раздражен, не может получить удовольствие от ранее любимого занятия, чувствует внутреннее напряжение, страдает головными болями, частым головокружением, со временем появляются проблемы со сном. При наличии неврастении в несколько раз усиливается умственное напряжение, ребенок не может сконцентрировать на чем-то определенном свое внимание, постоянно возникают ассоциации или воспоминания, которые отвлекают.

    Есть и другой тип проявления неврастении. Она проявляется в виде сильной физической слабости. При любой нагрузке возникает истощение, появляются боли в мышцах и подросток не может полноценно расслабиться. Основой данного вида невроза принято считать конфликт психологического характера. Возникает противоречие между тем, что может сделать на самом деле ребенок, и слишком высокими требованиями к самому себе.

    Невроз навязчивых состояний

    Заболевание характеризуется постоянным навязчивым состоянием. У подростка внезапно возникают самые разные мысли, воспоминания, сомнения, страхи, представления, которые совершенно не связаны с событиями и мыслями, присутствующими в данный момент. В связи с этим ребенок воспринимает их как эмоционально неприятные, но при этом подсознание выдает их за собственные. При этом больной начинает активно бороться с ними. Иногда подросток придумывает целые ритуалы, которые, по его мнению, помогают защититься от как бы неудач или неприятностей.

    Главным психологическим фактором в данной ситуации можно назвать, с одной стороны, противоречия между потребностями ребенка внутреннего характера, а с другой стороны, конфликты между нравственными принципами.

    Невроз истерического типа

    Истерический невроз может иметь самые разные признаки, которые будут отличаться между собой в зависимости от ситуации.

  • К психическим симптомам относят: страхи, потерю воспоминаний, проявления ипохондрического характера.
  • Моторные: нарушения в движении и походке, мутизм, паралич, парез, припадки судорог, гиперкинез.
  • Сенсорные: глухота, слепота, гиперестезия или гипостезия.
  • Вегетативно-соматические: нарушения в работе сердечной и дыхательной системы, расстройства сексуального характера, проблемы с желудочно-кишечным трактом.
  • Редко можно встретить ситуации, когда из-за конфликта возникает истерический припадок, который происходит непосредственно в присутствии «обидчика». Во время припадка подросток может совершать движения, напоминающие судороги, также плакать или громко кричать. Чаще всего подобное встречается у личностей истероидного типа.

    Депрессивный невроз

    В этом случае подросток хочет и делает все возможное, чтобы уединиться. При этом постоянно присутствует депрессия, подавленное настроение. В таком состоянии подросток способен на необдуманные действия.

    Невроз ипохондрического характера

    Возникает из-за сильного страха у подростка заболеть какой-либо болезнью. Лечить невроз в подростковом возрасте обязательно нужно комплексно. Также важно учитывать разные факторы: психологическое состояние, физиологические признаки заболевания.

    Лечение неврозов у подростков

    Лечить заболевание необходимо с помощью следующих специалистов:

  • Невролог. Он поможет вылечить именно нарушения неврологического характера. Если будет необходимость, назначит специальные успокаивающие препараты, проведет нужную диагностику.
  • Детский и семейный психолог. Поможет восстановить психологическое здоровье подростка и благоприятный климат в семье, выберет максимально подходящую в каждом индивидуальном случае модель воспитания ребенка.
  • Психотерапевт для психотерапии неврозов у подростков. Этот доктор лечит навязчивые состояния, может провести при необходимости несколько сеансов гипноза. В лечении подросткового невроза именно психотерапевт играет самую важную роль.
  • Иные специалисты узкого профиля. Возможно, понадобится проконсультироваться у психиатра или эндокринолога. Лечить невроз можно с помощью иглотерапевта, массажиста, рефлексотерапевта.
  • Если подойти к лечению подросткового невроза комплексно, то можно полностью избавиться от всех присутствующих симптомов. Но стоит всегда помнить, что уязвимость нервной системы – это свойство, которое будет преследовать ребенка на протяжении всей его жизни. Психотерапия неврозов у детей и подростков позволяет эффективно избавиться от этого недуга.

    Профилактика невроза

    Огромную роль играют профилактические меры по отношению к неврозам в юном возрасте. Чтобы симптомы и лечение невроза у подростка не стали частью его жизни, необходимо предотвратить появление этого недуга. Важную роль в этой ситуации должны выполнять родители. Чтобы сделать максимально крепким психическое здоровье вашего ребенка, необходимо всегда стараться соблюдать следующие, очень простые рекомендации.

  • У подростка должен быть максимально четко сформированный режим дня. Благодаря этому получится стабилизировать работу неуравновешенной нервной системы.
  • Стоит внимательно следить за нагрузкой на ребенка. Если вы только заметили первые симптомы неврологического расстройства, стоит немедленно обратиться за консультацией к неврологу. Он поможет подобрать специальный поддерживающий курс лечения. Также стоит обсудить вопрос с педагогами, чтобы немного уменьшить ежедневную нагрузку на подростка.
  • Обязательно следите за тем, чтобы ребенок занимался посильным видом спорта или выполнял простые упражнения. Это позволит быстро снять напряжение психологического характера.
  • Если в вашей семье есть психологические проблемы, то не стоит откладывать визит к семейному психологу.
  • Если есть возможность, пускай ребенок посещает детского психолога. Также подберите несколько вариантов борьбы со стрессом. Это может быть сказко-, арт- или игротерапия.
  • Желательно пользоваться в домашних условиях подручными средствами релаксации. С подростками можно заниматься йогой. Это позволит расслабиться и снять нервное напряжение.
  • Как в своей книге утверждает Александр Захаров, неврозы у детей и подростков гораздо проще предупредить, чем потом вылечить. Конечно, шансы на полное выздоровление есть, особенно если вовремя обратиться к специалистам за помощью.

    Неврозы у подростков

    Невроз у подростков – это неглубокое, полностью обратимое психогенное заболевание, основой которого являются нарушения высшей нервной деятельности, проявляющиеся аффективными расстройствами (переменами настроения, страхами, тревогой, депрессиями и др.).

    Распространенность неврозов среди подростков сложно определить, так как далеко не все родители обращаются за помощью к специалистам. Из числа подростков, находящихся под наблюдением в психоневрологических диспансерах, 15% страдают неврозами. Число детей с невротическими расстройствами ежегодно растет.

    Причины и особенности подростковых неврозов

    Формирование неврозов у подростков происходит при наличии определенных психологических и физиологических факторов (тип нервной системы). У многих детей неврозы возникают еще в раннем детстве в виде нарушения поведения (капризы, агрессия, гиперактивность, упрямство, страхи и др.).

    Для возникновения неврозов в современную эпоху есть все условия. Увеличилось число неполных семей, и подростки переживают стресс от развода родителей, жизни с отчимом или мачехой. Значительно выросла загруженность учебой, что также усугубляет психоэмоциональные нагрузки, чрезмерность которых способен перенести организм не каждого подростка.

    Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

    Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

    К общим относят:

    • невроз навязчивых состояний;
    • астенический;
    • невроз страха;
    • депрессивный;
    • истерический и др. неврозы.
    • А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

      К факторам, провоцирующим развитие психоневрологических расстройств у детей, относятся:

    • генетические: личностные особенности подростка и черты характера (истеричность, эмоциональная лабильность);
    • церебрально-органические: минимальные мозговые дисфункции, вызванные патологией беременности и родов;
    • психосоциальные: напряженные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание, стрессы, неполная семья, алкоголизм родителей и т.д.
    • неправильная система обучения: из амбициозных соображений родители нередко загружают детей непосильными дополнительными занятиями.
    • Взаимоотношения родителей с подростком имеют огромное значение. Надо быть внимательным к ребенку, любить его, но не «привязывать» к себе: у него должен быть свой круг общения, друзья. Всегда должно находиться время, чтобы выслушать ребенка и при необходимости поддержать его.

      Постоянная критика и сравнение с другими детьми (не в пользу ребенка) вызовет негативизм и протест со стороны подростка. Такая тактика воспитания обречена на провал. У каждого ребенка свой темперамент и особенности личности, задача родителей – помочь адаптироваться к жизненным требованиям.

      Подростковый кризис

      Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний. Многие начинают вести дневник.

      Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.

      Они стремятся к вседозволенности, называя ее свободой. Но директивный стиль в отношениях с подростком неприемлем. Нужно терпеливо общаться, договариваться о правилах поведения. Подростка нужно понимать, уважать как личность, а не унижать и «читать мораль».

      Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми. Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.

      Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.

      Свою «взрослость» подростки пытаются проявить в романтических отношениях с представителями противоположного пола: симпатии, свидания. В фантазиях они пытаются создать любовный идеал, пишут стихи. Проявлять интерес к симпатиям ребенка нужно без унижений и чрезмерной критики.

      Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая решения и выбирая компании.

      Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.

      Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.

      Виды подростковых неврозов и их симптомы

      Характер проявлений неврозов у подростков может быть физиологическим и психологическим.

    • головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
    • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
    • изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
    • мышечная слабость, повышенная утомляемость;
    • судороги и нервные тики;
    • невротический кашель;
    • боли в сердце и в области желудка.
    • Психологические симптомы неврозов:

    • частая смена настроения, раздражительность;
    • легкая ранимость, повышенная уязвимость, выраженная чувствительность;
    • истерические реакции;
    • склонность к депрессии;
    • различные фобии (страхи).
    • В зависимости от клинических проявлений, комбинации симптомов, у подростков выделяют такие виды неврозов:

    • Истерический невроз, проявлением которого являются частые истерики с рыданиями. Могут наблюдаться истерические параличи конечностей, потеря голоса, рвота, обморок, псевдоалгические проявления (жалобы на боли при отсутствии органического поражения) и другие.
    • Астенический невроз, симптомами которого являются общая слабость, быстрая утомляемость, нарушения сна, проявления ВСД у подростка.
    • Депрессивный невроз со стремлением к уединению, подавленным настроением. Часто его развитие связано со стрессовой ситуацией: разводом родителей, смертью близкого человека, сиротством и ролью «Золушки». Возникать такой невроз может и при наличии у подростка физического недостатка. Бедная мимика, грустное выражение лица, тихая речь, плаксивость, плохой аппетит и сон, низкая самооценка, низкая школьная успеваемость – портрет подростка с депрессивным неврозом.
    • Невроз навязчивых состояний, проявляющийся тиками, спазмом мышц, судорогами. У некоторых подростков невроз может проявляться навязчивым желанием произносить неприличные слова. Невротическое навязчивое желание может представлять опасность (например, у ребенка может возникнуть желание совершить прыжок с балкона).
    • Фобический невроз, для которого характерны различные страхи (одиночества, смерти, темноты и другие). Страх может возникать в виде приступа, особенно перед сном, сопровождаться чувством тревоги, навязчивыми мыслями и представлениями. Это может быть также страх устного ответа на уроке или страх выступления перед аудиторией.
    • Ипохондрический невроз проявляется чрезмерными опасениями и необоснованными страхами заражения или возникновения всевозможных болезней.
    • Лечение или реабилитация подростковых неврозов

      Лечением неврозов у подростков занимаются:

    • детский невролог: проводит обследование подростка для уточнения диагноза, при необходимости назначает успокаивающие или другие лекарственные средства;
    • детский психолог: помогает подростку справиться с комплексами, а родителям найти правильную тактику и подход к подростку, создать необходимый психологический доброжелательный семейный климат;
    • психотерапевт: при неврозе навязчивых состояний проводит сеансы гипнозотерапии.
    • К лечению могут привлекаться также психиатры, рефлексотерапевты, эндокринологи. Правильно и индивидуально подобранное, вовремя проведенное комплексное лечение дает возможность полностью избавить подростка от невроза.

      Профилактика

      Главная роль в обеспечении психологического здоровья и предупреждении развития невроза у подростков принадлежит родителям.

      Важно соблюдать такие правила:

    • Четкое соблюдение режима дня поможет нормализовать функции неустойчивой нервной системы.
    • Необходимо следить за нагрузками ребенка и при появлении симптомов перегрузки снижать их.
    • Посильные физические нагрузки помогут снизить психологическое напряжение.
    • В случае психологических проблем в семье следует прибегнуть к помощи психолога.
    • При стрессовых ситуациях необходимо обеспечить ребенку консультацию детского психолога.
    • При возникновении у подростка психологического напряжения необходимо использовать доступные в домашних условиях средства релаксации (аромалампу с успокаивающими эфирными маслами по совету невролога, хвойные ванны, дыхательную гимнастику, прием отваров успокоительных трав и др.).
    • Резюме для родителей

      Подростковые неврозы легче предупредить, чем избавиться от них. Лечение невроза до полного выздоровления возможно при своевременном обращении за помощью к специалистам и терпеливом выполнении всех рекомендаций.

      Профилактика подростковых неврозов во многом зависит от правильного воспитания, внутрисемейных отношений. Важно научить детей преодолевать жизненные трудности, заниматься психическим закаливанием ребенка с тревожно-мнительным характером, интересоваться его проблемами и интересами.

      Государственная ТРК «Крым», программа «Азбука здоровья», выпуск на тему «Неврозы у подростков»:

      doctor-neurologist.ru

      Вероятность заболеть неврозом у подростков немного ниже, обычно невротическое состояние идет уже из детства. Подростковый невроз отличается взрослой симптоматикой, обычно различают неврастению, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. На течение болезни сильное влияние оказывает семейная ситуация, к тому же подростки подвержены страхам – ведущему клиническому проявлению при невротизации. Как протекают подростковые неврозы, что входит в лечение?

      Истерические проявления в старшем школьном возрасте являются причиной психотравмирующей ситуации. Такие дети часто подвержены внутренним конфликтам, они недовольны положением в семье, школе, ущемлены как личности.

      Неврастения наиболее распространена среди детей, в том числе и подросткового возраста. Основные симптомы неврастении:

    • быстрая утомляемость;
    • мнительность;
    • головные боли;
    • У подростков на первый план выходит страх смерти, например, от остановки сердца или от какой-либо болезни. Юноши и девушки с фобическим неврозом имеют высокую тревожность, имеется боязнь выполнить задание и потерпеть неудачу. Например, девятиклассник боится отвечать у доски, несмотря на хорошие знания предмета. Симптомы невроза часто дополняют заикание, энурез, бессонница.

      Невроз страха у молодых людей может быть кратковременным, но иногда затягивается на несколько лет. В этом случае развивается мнительность, высокая тревожность, ипохондрия.

    1. Родители не принимают взросления, они относятся к чаду, как к слабому и беспомощному ребенку. Подростку не дают проявить самостоятельность, естественные желания запрещаются. Часто в таких семьях запрещено говорить о половых вопросах, секс и любовные отношения преподносятся как что-то грязное. Развивающееся половое взросление сталкивается с моральными ограничениями и запретами.
    2. Предэкзаменационный невроз

      Неврозоподобное состояние может возникнуть у подростка на почве подготовки к выпускным экзаменам в девятом или одиннадцатом классе. Основные признаки расстройства:

    3. Депрессия;
    4. Отказ от еды;
    5. Врач после обследования может назначить медикаментозную терапию, учитывается степень расстройства и общее состояние ребенка.

      lechenienevroza.ru

      В чем особенность протекания подросткового невроза

      Новости от спонсоров:

      Симптоматика

      Симптомы истерического невроза у подростков проявляются в стремлении всегда быть в центре внимания. При этом присутствуют резкие смены настроения, капризы, подросток может заплакать, а через некоторое время кардинально поменять эмоцию на положительную реакцию.

    6. раздражение на фоне усталости;
    7. нарушение сна.
    8. Невроз навязчивых состояний у подростков характеризуется двумя видами:

      Невроз страха

      В основе невротического страха у старших школьников лежит боязнь ожидания и общая робость, тревога. Страх у подростков связан с межличностным общением, ситуацией в семье. Симптомы усугубляют такие черты характера, как эмоциональная ранимость, неуверенность в себе.

      Отмечено, что подростковые страхи часто отражают тревоги родителей. Тревожная и мнительная мама передает свое беспокойство чаду, делая его беззащитным.

      Влияние семейной ситуации

      Симптомы невроза у подростков усугубляет семейная обстановка. Неспособность родителей справляться с воспитанием и учитывать возрастные особенности ребенка часто и провоцирует невротизацию. Психотерапевты не рассматривают лечение неврозов у подростков без анализа семейных отношений. Основные моменты неблагоприятного родительского сценария:

    9. Личностные особенности родителей. Принципиальные, нетерпимые, предъявляющие завышенные требования к подростку. Родители не принимают своего ребенка, в семье отсутствуют теплые отношения, присутствует формальный подход к переживаниям.
    10. В семье сложная ситуация, конфликты, ссоры, на взрослеющего ребенка никто не обращает внимания. Иногда чадо может использоваться как средство борьбы между ссорящимися родителями, что только усугубляет невротическое состояние.
    11. Паника;
    12. Нарушение сна;
    13. Плаксивость.
    14. Родителям на заметку. Если вы заметили подобные признаки у своего ребенка на почве подготовки к экзаменам, то не стоит откладывать посещение специалиста, в частности психотерапевта. Лечение длительное, но оно поможет подростку спокойно сдать экзамены. К тому же по результатам медико-педагогической комиссии можно провести для конкретного ученика экзамен в менее волнительной обстановке.

      Лечение подростковых неврозов

      Лечение невроза у старших школьников стоит начинать как можно раньше, чтобы симптоматика не закрепилась. Важно участие родителей, их помощь и желание помочь родному чаду.

      Параллельно необходима психотерапевтическая помощь и лечение. Специалист может порекомендовать как индивидуальные сеансы, так и групповые. Основная задача – работа с психотравмирующей ситуацией, которая привела к невротическому заболеванию.

    15. Почему при ВСД возникает страх езды в транспорте? ВСДшник, который совсем ничего не боится, – действительно, уникальное существо, настолько редкое, что заслуживает медали. Вегето-сосудистая дистония и страх – почти синонимы. Следует отметить, что страхи ВСДшников всегда имеют чёткое внутреннее обоснование и никогда […]
    16. Депрессия экзамены Очень не хотелось тревожить никого своими "глупостями", благо, что останусь анонимным. Мне всего 18 лет, но, как минимум с 16, меня практически всегда преследует постоянная депрессия. За два года она только усилилась. Утром, вечером, солнечным и прекрасным или пасмурным и прохладным днём - […]
    17. Заикание. Памятка для родителей Заикание. Памятка для родителей Если у ребенка появилось заикание, то соблюдение ниже изложенных правил поможет вам самостоятельно приостановить прогрессирование болезни. Помните о том, что заикание - тяжелый психо-речевой недуг, и в большинстве случаев оно прогрессирует из-за […]
    18. Лечение неврозов и депрессий в Минске Психологическое здоровье позволяет человеку радоваться жизни, наслаждаться приятными мелочами, смеяться, улыбаться. Если же возникают какие-либо проблемы, то жизнь теряет краски: становится серой, невнятной. Психологические неприятности негативно сказываются на личной жизни, […]
    19. Признаки аутизма у детей Аутизмом называется общее психоэмоциональное расстройство, при котором возникает дефицит в сфере общения. Больной собственную энергию направляет внутрь себя, он не пытается вступить в контакт с родителями и сверстниками. Если он вступает в «диалог» с окружающими, то только для удовлетворения […]
    20. Можно ли умереть от ВСД Неврозы, депрессия, вегетососудистая дистония – все это болезни нервной системы. Каждая из них способна доставить множество неприятностей и внести дискомфорт в вашу жизнь. Но обо всем по порядку. Непростая болезнь – депрессия Симптомами депрессии являются: плохое настроение, подавленность, […]

    Как уже отмечалось выше, в подростковом возрасте неврозы встречаются значительно реже, чем в детском, так как те факторы, которые приводят к неврозам в детском возрасте, у подростков чаще вызывают нарушения поведения. Несмотря на это, неврозы отмечаются у 12% подростков обычных школ.

    Выделяются такие же формы расстройств, как и у взрослых: неврастения, истерический и обсессивно-фобический неврозы, заикание. Помимо этого встречаются специфические для подростков пограничные состояния: дисморфомания, нервная анорексия, сверхценные интересы и увлечения.

    Неврастения проявляется в повышенной утомляемости и раздражительности. Наблюдаются расстройства сна, головные боли, снижение настроения. Подростки с трудом (за счет переутомления) справляются со школьной программой, отмечается раздражительность, плаксивость. Могут быть соматические жалобы – ощущение вялости, сонливости, боли в сердце и животе, головокружение и т. д. При патопсихологическом обследовании отмечается выраженная ис-тощаемость психических процессов по гипостеническому либо гиперстеническому типу. Память и внимание обычно в границах нормы, иногда незначительно снижены. Нарушений со стороны мышления и интеллекта не отмечается. Самооценка обычно низкая, особенно по факторам «здоровье», «эмоциональная устойчивость». При обследовании с применением проективных методов на первый план выступают проекции переживаний по поводу состояния своего здоровья. Часто отмечается акцентуация астено-невротичес-кого и лабильного типа. Если не проводить своевременного лечения, то возможно невротическое развитие личности с фиксацией на соматических расстройствах, возникновение страха смерти. При обнаружении проявлений неврастении у

    подростков желательна консультация невропатолога или психиатра, проведение рационально-разъяснительной коррек-ционной работы.

    Фобический невроз в подростковом возрасте возникает обычно под воздействием какой-либо психотравмирующей ситуации, но иногда может проявляться как заострение черт сенситивной и психастенической акцентуации. Содержание страхов зависит от возраста: если у дошкольников преобладает страх темноты, одиночества, собак и т. д., то у подростков – страх смерти и тревога, связанная с ситуациями общения. В подростковом возрасте общение со сверстниками занимает одно из ведущих мест в иерархии ценностей, значимо также желание быть «таким как все»: если подросток неуверен в себе, то может быть достаточно однократной незначительной ситуации конфликта со сверстником, чтобы возник страх общения. Это могут быть разнообразные страхи: страх речи, публичных выступлений и т. д. В некоторых случаях эти опасения направляются на свое тело – подросток боится, что он может покраснеть или начнется бурчание в животе и т. д. Поэтому подросток начинает избегать ситуаций общения со сверстниками, а затем и со взрослыми, при необходимости общаться он ведет себя скованно, напряженно и убеждается по реакции окружающих, что он «действительно не такой как все», что «все обращают на него внимание». Это еще больше усиливает невротическое состояние подростка.

    При патопсихологическом обследовании не отмечается существенных нарушений со стороны психических процессов. Самооценка занижена, но, в отличие от депрессивных состояний, это снижение не является равномерным, а затрагивает именно те особенности личности, которые связаны с неврозом. При описании картин ТАТ выражены проекции страха общения, при сохранной потребности в контактах. По результатам обследования с помощью ПДО в большинстве случаев отмечается акцентуация черт характера сенситивного или лабильного типа. Чаще всего страхи общения проходят с возрастом, но в некоторых случаях они могут сохраниться в течение всей жизни. При выявлении такого типа страхов после консультации с психиатром желательно проведение психокоррекционных мероприятий. (Подробнее о психокоррекционных мероприятиях см. гл. 12.)

    К другой группе фобических состояний относится страх смерти. Он может быть направлен на себя – подросток боится заразиться, заболеть СПИДом или онкологическими заболеваниями. Чаще страх направлен на других людей – подросток боится смерти матери по какой-либо причине или боится своими действиями причинить ущерб здоровью окружающих. Эти страхи часто сопровождаются возникновением защитных ритуалов: мытьем рук, совершением всевозможных «охранительных действий» (постукивание по мебели, ходьба по определенным линиям пола и т. д.). Эти ритуальные действия выполняются подростком «чтобы ничего не случилось», а если выполнить их не удается, возникает интенсивное чувство тревоги. При патопсихологическом обследовании этих подростков выявляется, что их психические процессы находятся в границах нормы. Иногда отмечается легкая инертность, недостаточность переключаемости внимания. При обследовании по методике ПДО преобладает психастенический тип акцентуации, иногда шизоидный или сенситивный. Описания картин ТАТ, методика «неоконченных предложений» позволяют уточнить содержание страхов.

    При отсутствии лечения и психокоррекционной работы ритуалы могут закрепляться и сохраняться на всю жизнь. При усилении чувства тревоги они могут изменяться, становиться более вычурными, заметными для окружающих. Во всех случаях невроза с ритуальными действиями обязательна консультация психиатра, так как нужно провести дифференциальную диагностику с начальными формами шизофрении.

    К специфическим подростковым состояниям относятся такие явления, как нервная анорексия (упорное стремление к похудению) и дисморфомания (уверенность в наличии уродства, дефекта внешности). Эти состояния могут быть признаками иных психических заболеваний (прежде всего шизофрении), но также встречаются и как пограничные состояния. Их возникновение связано с естественным для подростков желанием быть внешне привлекательным, соответствовать идеальным представлениям о человеке. Отклонения от этого идеала (несколько избыточная масса тела, большие уши, кривые ноги и т. д.) воспринимаются как страшное уродство, и подросток прилагает все усилия по «исправлению» имеющегося (или воображаемого) дефекта. Большую роль в развитии этих состояний играют неосторожные замечания со стороны значимых для подростка людей: педагогов, родителей, иногда сверстников.

    Нервная анорексия. Это состояние характеризуется упорным стремлением к похудению, убежденностью в излишней массе тела. Такая болезнь описана в исследованиях М.В. Коркиной.

    Нервная анорексия обычно возникает у девочек 12-15 лет с несколько ускоренным темпом полового созревания. Для этих подростков характерно сочетание эпилептоидного типа акцентуации с чертами демонстративности, высокой конформностью. Иногда при обследовании по ПДО отмечается повышение индекса маскулинности над феминностью. Благодаря такому типу личности, девочки обычно хорошо учатся, отличаются большой усидчивостью и настойчивостью. В подростковом возрасте, за счет быстрого полового созревания, у таких девочек отмечается несколько избыточная масса тела. Для возникновения анорексии бывает достаточно шуток сверстников, высказываний учителя о том, что полнота безобразна. В некоторых случаях не удается обнаружить таких психотравмирующих факторов, а девочка сама приходит к выводу о том, что ее внешность не соответствует идеалу. После этого девочка начинает стремиться к похудению, ограничивает себя в пище. Если в начале эти ограничения касаются в основном калорийной, углеводной пищи, то затем распространяются на все блюда. Иногда диета отличается вычурностью; например, одна из девочек принимала «только жидкую пищу», питалась кофе и бульоном. При некоторых видах анорексии пища не ограничивается, но после еды вызывается обильная рвота. Помимо режима питания, девочки усердно занимаются изнурительными физическими упражнениями: часами наклоняются, приседают и т. д. Это приводит к быстрому снижению массы тела, но, несмотря на это, они не прекращают голодания и занятия физкультурой. Аппетит в начале заболевания нормальный, затем несколько снижается. Из-за физического

    истощения у девочек прекращаются менструации, нарушается работа эндокринных желез, усиливается рост волос по всему телу. Хотя масса тела значительно снижается (при росте 160 см она может доходить до 28 кг), девочки продолжают воспринимать себя как полных, бояться пополнеть, после каждого приема пищи чувствуют, что «жиреют». При патопсихологическом обследовании отмечается истощаемость психических процессов в сочетании с некоторой инертностью. Нарушений памяти и интеллекта обычно нет. В таких случаях нужно исследовать процесс мышления, так как иногда анорексия встречается при других заболеваниях (в частности, при шизофрении). Самооценка резко занижена по параметру «внешность», при адекватной самооценке по всем остальным параметрам. Проекции «прошлого, настоящего, будущего» связаны только с изменениями массы тела и красотой. При описании картин ТАТ иногда отмечается недостаточное отождествление с женскими персонажами, некоторая инфантильность мотивации. В картине семейных отношений преобладает холодность, формальность взаимоотношений с матерью при большой эмоциональной насыщенности и конфликтности отношений с отцом.

    В ходе лечения в стационаре, систематически проводимой психокоррекционной работе удается изменить представление девочек о красоте, добиться увеличения массы тела до нормы. В дальнейшем некоторые девушки продолжают сохранять вес на нижней границе нормы, некоторые полностью выздоравливают, но бывают случаи резкого увеличения веса с сопутствующей депрессией. После лечения девочки нуждаются в периодическом наблюдении психолога, так как психотравмы, периоды депрессий могут привести к возобновлению анорексии. Если признаки анорексии возникают у мальчиков, то необходима срочная консультация психиатра, так как в большинстве случаев это служит симптомом психического заболевания.

    По механизмам, сходным с анорексией, возникает дис-морфомания. Как уже отмечалось, иногда она основывается на реальных, но малозаметных недостатках внешности (веснушки, оттопыренные уши и т. д.), но бывает и не связана с какими-либо реальными причинами. Подростки в зависимости от своей настойчивости и наличия искажений мышления изобретают различные способы борьбы с этим «уродством». Иногда это специальные прически, одежда и т. п., в некоторых случаях подросток может стремиться к хирургическому исправлению «дефекта». В более тяжелых случаях борьба со своим недостатком принимает нелепый, вычурный характер: подросток перестает выходить из дому, так как «все обращают на него внимание», закрывает лицо платком, надевает на нос прищепки («для исправления его формы») и т. д. Рациональному разъяснению убежденность в наличии дефекта практически не поддается. При обращении подростка или его родителей с жалобами такого рода необходима срочная консультация психиатра.

    При патопсихологическом обследовании нарушения со стороны памяти и внимания обычно не обнаруживаются. Обязательно тщательное исследование процессов мышления, так как достаточно часто встречаются искажения (в виде разноуровневости, разноплановости суждений, ориентации на слабые признаки и т. д.). Самооценка занижена. При обследовании по ПДО отмечается шизоидный, сенситивный, иногда лабильный или психастенический тип акцентуации. При описании картин ТАТ иногда отмечаются нарушения эмоционального восприятия, проекции идей отношений.

    При пограничном уровне расстройств и своевременном лечении возможно благополучное выздоровление. При психотическом уровне необходимо длительное лечение и динамическое наблюдение районного психиатра.

    Одной из задач школьного психолога является консультирование подростков с отклоняющимся поведением и направление их на обследование к психиатру, в случае обнаружения проявлений психических заболеваний.

    Невроз у подростков это поверхностное психическое расстройство, которое при интенсивной профилактике можно полностью устранить, расстройство как утверждают врачи является нарушение работы высшей нервной активности, которое проявляет себя в аффективном расстройстве.
    У подростка наблюдается склонность к появлению необоснованных страхов, тревогой, перепадами в настроении, раздражительностью.

    Трудно дать оценку на сколько распространено это явление среди подростков, ввиду того что не каждый родитель вовремя обращается к медикам для получения помощи. Из всех юношей, находящихся под надзором в психических диспансерах, около 15% страдают неврозом. Данная тенденция увеличивается с каждым годом.

    Невроз формируется из-за определенных психологических, и физиологических воздействий извне, (отношение в семье, тип нервной системы ребенка ). У многих болезнь развивается еще в период несознательного возраста, это проявляется главным образом в виде изменения в поведении, капризы, беспричинная истерия, упрямство, боязнь предметов и др.

    В наше время созданы все условия для развития недуга у подростков, резко возросло количество разводов в семьях, что и дает толчок к развитию расстройства у подрастающего поколения. Давление со стороны отчима/мачехи, трудности в учебе, давление со стороны сверстников.

    Все это лишь укореняет проблемы, и становится непреодолимым барьером, ввиду накопившихся проблем, которые не в силах преодолеть ребенок, у него происходит нервный срыв.

    В возрасте 12-16 лет невроз у подростков чаще всего провоцируется всплеском гормонов, что приводит к потере контроля на собой, именно в этом возрасте подростки чаще всего страдают от невроза. Немало важное значение в жизни тинэйджера определяется отношением родителей, нехватка внимания, и жестокое обращение в семье делают его замкнутым, неуверенным в себе, тем самым только прогрессируя расстройство в психике ребенка.

    Излишняя критика подростка, и намеренное унижение вызывают негатив в его сознании, такой метод воспитания становится испытанием для нервной системы подростка. Нужно понимать что ребенок имеет свой нрав, характер, и особенность взглядов, для полноценного развития ему необходима поддержка родителей во всех своих начинаниях.

    Первые симптомы

    Выявить болезнь можно по следующим симптомам.

    1. Беспричинное появление боли в голове
    2. Головокружение
    3. Боль в области сердца
    4. Острая боль в животе
    5. Неуверенность/страх/боязнь
    6. Растерянность

    Подростка в состоянии невроза часто посещают мысли о смерти, о внезапной остановки сердца, умереть во сне. Юноши при этом могут плакать, кричать, кусать губы, но через некоторое время находиться в очень приподнятом настроении, улыбаться, шутить, и так далее. Таким образом можно заметить тенденцию в перепадах настроения, смех может сменятся страхом о смерти, и наоборот. У подростков более старшего возраста имеются страхи связанные с его близким кругом общения, что будут о нем говорить его друзья, одноклассники, учителя. Но довольно часто эти процессы протекают незаметно для окружающих, в этом случае подросток остается наедине со своими проблемами.

    Подросток страдающий неврозом часто имеет любимую вещь, с которой не расстается никогда, берет ее с собой на уроки, прогулки, встречи с друзьями, такая привязанность к предмету является так же верным признаком того что юноша находиться в состоянии расстройства, и его родителям следует обратится к специалистам, которые дадут рекомендации, или же составят курс лечения.

    Лечение

    Протекает лечение по разному, в зависимости от глубины расстройства, по времени от недель до нескольких лет. Лечение невроза у подростков почти ничем не отличается от лечения у взрослого человека, в обоих случаях это обратимое явление. Положительное действие оказывают физические упражнения, прием успокоительных, активное занятие спортом, прогулки в парках, посещать процедур психотерапии.

    Так же рекомендуется принимать кальций, и витамины для общей профилактики организма, исключения составляют лишь те случаи, когда болезнь запущенна, и это наносит вред подростку. В таком случае применяются транквилизаторы, в строгой дозировке сильно действующего препарата.

    Каждый случай имеет индивидуальный подход, для эффективного лечения необходимо установить причину появления невроза. В большинстве своем невроз вызван тоже причиной что и эндогенная депрессия, в таком случае как раз необходимо применять в большом количестве антидепрессантов, имеющих противотревожные действия. Эффект от лечения появляется уже в первую неделю использования, к примеру можно привести улучшение сна, снижается раздражительность. Курс приема антидепрессантов составляет один месяц, после данного времени необходимо уменьшать дозу, во избежание зависимости.

    Если же причиной стало переутомление, то больному нужно сгенерировать потенциал нервной системы, прописываются лекарства, стимулирующие обмен веществ в организме, и интенсивному кровообращению, насыщению витаминами. Здесь необходимо вернутся в режим нормального сна, без которого лечение окажется бесполезным.

    А если же очагом развития стали психологические причины, фобии, переживания, комплексы, то здесь необходимым для лечения невроза, является прохождение полного курса психотерапии, надо проводить с подростком занятия по психологической разгрузке состояния, учить техникам расслабления, и самообладания. Результат на лицо, человек постепенно учится сдерживать себя, контролировать свои мысли, эмоциональное состояние психики. Продумывая все наперед, и отгоняя от себя плохие мысли.

    Главное в лечении это узнать причину, иначе оно будет оказывать лишь временный результат. Состояние придет в норму, но при повторной провокации со стороны раздражителя, положение пациента будет ухудшатся, что вполне вероятно приведет к более тяжелой форме болезни.

    Большую роль в лечении ребенка от невроза, играют его родители, их психологическая поддержка, и мотивация становятся не последним средством в лечении данного заболевания, даже если оно протекает в тяжелой для больного форме. В любом случае вы должны всегда обращаться за квалифицированной помощью к специалистам, не стоит запускать болезнь.

    Профилактика

    Для профилактики существует целый комплекс мер, начинается со сбалансированного питания, в рацион должно входить достаточное количество витаминов, и кальция, для нормализации физиологического состояния юноши. Рекомендуется так же принимать в пищу еду с высоким содержанием углеводов, и должен составлять примерно половину от всего суточного рациона, такая еда содержит в себе большое количество волокон, и воды, что доставляет ощущение сытости, и снижает риск переедания больного.

    Так же продукты, содержащие в себе большое количество углеводов, играют положительную роль в системе пищеварения, что в дальнейшем обезопасить ребенка от заболеваний желудка.

    1. Фрукты/овощи
    2. Бобовые блюда
    3. Отруби
    4. Изделия из твердых сортов пшеницы
    5. Орехи

    Так же нужно употреблять в пищу много еды содержащей белки, нехватка белков ослабляет иммунитет, и сводит на нет функционирование нервной системы, необходимо так же употреблять жиры природного происхождения. Нужно помнить, что через мерное употребление продуктов с высокой концентрацией углеводов, и белков может навредить больному, перенасыщенность организма приведет к отвращению от еды, содержащей такое количество полезных свойств. Для профилактики проконсультируйтесь с лечащим врачом, он вам даст рекомендации для дальнейших действий.

    Резюме для родителей

    Невроз у подростков происходит чаще всего из-за не внимания родителей к своему ребенку, частые ссоры, и скандалы в семье так же влияют на развитие отклонений в психике подросткового ума. Во избежание таких случаев родители должны оказывать психологическую, и моральную помощь, давать возможность проявлять себя, одним словом дать возможность развиваться самостоятельно.

    В условиях повышенного напряжения, и постоянного дискомфорта в семье, и происходит развитие болезни нервной системы, зачастую обделенный вниманием подросток спешит искать утешение в себе, длительные переживания, и постоянные упреки делают свое дело. Постепенно появляется раздражительность, растерянность, ничем не объяснимая злость на окружающих. Что и приводит в конечном счете к развитию невроза. В случае если родители закрывают глаза на изменение в поведение своего ребенка, болезнь начинает прогрессировать, что со временем перейдет в тяжелую форму, так же существует риск, что болезнь может перейти в хроническую.

    Loading...Loading...