Захоронение монголов времени нашествия в венгрии археология. Ярославская земля в период монголо-татарского нашествия. Нашествие Батыя. Традиционная версия

Величайшим испытанием для нашего народа стало монголо-татарское нашествие 1237-1240 гг. Кочевники, по словем летописце, «приидоше бесчислени, аки пруэы (бесчисленные, как саранча. - Прим. ред.)», оставляли за собой дымящиеся развалины некогда цветущих городов и обезлюдевшие селе, и «несть места, ни весн, ни сёл тацех редко, и деже не воеваша (почти не было городов н сёл, где не прошла война. - Прим. ред.)». яДе кто, - горестно восклицает летописец, - видевши такое Божие попущение на всей Рустей земле, и не плечется?» Не преувеличены ли здесь масштабы бедствия! Нет. И зто с убедительной достоверностью подтвердили раскопки археологов. ,

На Руси знали о грозящей опасности и готовились к встрече врага. Тучи особенно сгустились после разгроме татарами в 1236 г. восточного соседе Руси - Волжской Булгерии. Археологи установили, что в небольшом городке на Волге под незвением Городец после этих событий спешно начали строить новую линию обороны - ров н вал с крепостной стеной. Однако закончить строительство не успели: в 1238 г. город был штурмом взят татеремн н резрушен.

Одной из первых подверглась нашествию Рязань. Раскопки выявили трагическую картину гибели и уничтожения города. При появлении войск Батыя (Вату) жители спешно прятали своё имущество в печех или подпечных ямах, под половицами и лестницами погребов, а наиболее ценные вещи, в том числе и фамильные драгоценности, закапывали в землю. Но никому не удалось вернуться за спрятанным добром. Археологи обнаружили уже 13 таких кладов. Самые известные из них - первый, найденный в 1822 г., и последний, относящийся к раскопкам 1992 г. В первом кладе неходились знаменитые рязенские бармы - богатые наплечники со священными изображениями для торжественной одежды князей и церковных сановников. Во втором - тринадцать предметов женского головного уборе, отличающиеся виртуозной техникой исполнения и сделанные из золоте высочайшей пробы. Их общий вес составлял 240,8 г.

Не берегу Оки, в котловане, вырытом в мёрзлом грунте, археологами найдены общие захоронения жертв монгольского нашествия. В них обнаружены останки 143 человек, похороненных уже после ухода татар, в последние дни декабря 1237 г. Люди лежали тесными рядами, местеми в две-три ярусе. Завоеватели не пощадили никого - вместе с мужскими найдено много женских и детских останков. Одна из женщин держала на груди маленького ребёнка. На скелетах - признаки насильственной смерти: следы сабельных ударов, отрубленные кисти рук, застрявшие в костях наконечники стрел.

Клады, общие могилы, разрушенные жилища, костяки людей, обширные пепелища - всё зто свидетельствует о страшной катастрофе, обрушившейся на Русь.

В небольшом верхневолжском городе Торжке от пожарища 1238 г. отложился слой сплошных углей толщиной 60 см.

При раскопках двух городов земли вятичей (см.ст. «Восточные славяне. Расселение до IX века») - Сервисна и Болдыжа - были обнаружены осколки колоколов, призывно гудевших во время штурма и пожара. От сильного жара они раскалились, оплавились и, рухнув на землю, разбились.

Как показали исследования археологов, полному уничтожению подверглись такие города Южной Руси, как Изяславль и Райковецкое городище. Укрепления, дома и хозяйственные постройки обратились в пепел, но домашнее имущество уцелело. Сотни защитников города и их врагов лежали там, где они пали в битве, иногда с оружием в руках; женщины с детьми встретили смерть в своих жилищах. Повсюду огромное количество оружия, груды разрозненных костей. Только в Изяслав-ле погибло более полутора тысяч человек.

Потрясающа картина разорения Киева. Когда татары ворвались в город и начался пожар, две девочки, тесно прижавшись друг к другу, спрятались в глиняной печи. Тем их и настигла смерть: они задохнулись от дыма. На развалинах другого сгоревшего жилища лежали в беспорядке многочисленные скелеты защитников города, погибших в рукопашной схватке с врагами. Последним убежищем киевлян стеле Десятинная церковь. Во время раскопок там был открыт тайник глубиной 5 м. На дне его обнаружили несколько скелетов. Рядом лежали меч и шлем, фрагменты богатых тканей, шесть серебряных медальонов, а также 37 литейных формочек, принадлежавших ремесленнику по имени Максим. Пытаясь спастись, он прибежал в церковь из находившейся неподалёку мастерской и принёс с собой свои самые ценные вещи - питейные формочки. У самого дна тайника начинался незаконченный подземный ход, прорытый всего лишь на 1 м. Тут же находились две большие деревянные лопаты с железной оковкой для земляных ребот, заступы, топор, деревянное ведро с железной дужкой, целая связка плетёных из лыка верёвок. Спасавшиеся от гибели люди спрятались в тайнике, который до этого служил хранилищем церковных ценностей. Они хотели прорыть глубоко под землёй ход из церкви к склону горы. Но хрем рухнул под ударами стенобитных машин осаждавших его татар. Обвалившиеся своды и стены засыпали тайник, и находившиеся в нём люди погибли. .

Археологи подсчитали, что из 74 изученных ими городов, относящихся к периоду домонгольского нашествия, 49 были разорены Батыем; 14 из них так и не поднялись из пепла. Ещё 15 не смогли восстановить своего былого значения, превратившись в селе. «Изсекошв (перебили. - Прим. ред.) вся от мужеска поле до женске, иерейский чин весь и черноризчеэский (т.е. священников и монахов. - Прим. ред.)», вне оста во граде ни един живых, вси равно умроша и одну чешу смертную пиша» - это сообщение летописца не является преувеличением. Учёные стали невольными свидетелями сотен трагических судеб обычных, рядовых людей. Они увидели нашествие глазами его современников - детей и взрослых, страстно жалевших выжить; глазами людей, чудом уцелевших и пришедших на пепелище только что сожжённых городов и развалины поруганных святынь. Более семи веков прошло с той поры... Но и сегодня исследователи испытывают потрясение, открывая всё новые и новые страшные картины Батыева разорения.

Ганнибал и Суворов предприняли переход через Альпы ввиду крайней, жесточайшей необходимости. Этот неожиданный маневр оба раза застает противника врасплох и является решающим во всей военной кампании. Жертвы, понесенные во время перехода, оправданы последующим оглушительным успехом. Впоследствии это позволило спасти тысячи жизней солдат и в конечном итоге принесло победу.

Какие же мотивы могли толкнуть монголов совершить горный переход? Переходить горы им никто не приказывал. Они ни за кем не гнались. Их никто не преследовал. Военной либо какой другой необходимости не было. Тогда зачем?

Это как раз тот случай, когда любопытство или даже глупость не может стать объяснением поступка. Причины просто НЕ БЫЛО! Или, говоря научно, мотивация отсутствовала. Если бы речь шла об одном человеке, можно было свалить на паранойяльный синдром (монотематический бред без галлюцинаций) или синдром олигофрении, но чтобы двадцать тысяч разом вот так ни с того, ни с сего…

А вы лично что-нибудь слышали о переходе монголов через Кавказский хребет? Нет? И не услышите. И знаете почему? Потому что, если о нем узнают, например, кавказские жители, которые сегодня свято верят в монголо-татарское иго, они же первые возмущенно спросят: «Какой идиот такой переход придумал?» Знают местные жители, что через хребет перейти невозможно. Вот и весь ответ. Это невозможно! Придуманный переход могли совершить только придуманные монголы.

Поэтому в учебниках истории вы никогда не наткнетесь на его описание. Историки стыдливо об этом не упоминают. Так появились монголы в районе современной Осетии и поехали к реке Калке. Откуда появились? Да какая разница. Кто где хочет, тот там и появляется. Запрещено, что ли? Главное же не в этом. Чего к мелочам цепляться?
Раз уж мы завели речь об этих двух «замечательных» туменах, необходимо обратить внимание еще на одну особенность. Ведь это те самые знаменитые тумены, которые добрались до Калки и нанесли сокрушительное поражение всей Киевской Руси, включая ее союзников половцев.

Битва на Калке, как мы помним, состоялась в 1223 году, а отправились в путь указанные тумены в 1220 году из стана самого Чингиз-хана. За три года они прошли большой и славный путь. В северном Иране они захватили города: Хар, Симнан, Кум, Зенджан, Хамадан, Казвине, Рей и многие другие. Прошлись по территории Ирака, Армении, Азербайджана, Грузии. Им постоянно приходилось вести кровопролитные сражения.

Если взять географическую карту и посмотреть, где проводились битвы и штурмы крепостей, то мы увидим сплошь горный ландшафт. Причем горы очень высокие достигают четырех тысяч метров высотой и более. Каждая крепость в горах является узлом караванных горных троп. Своего рода преграда на входе в ущелье. Всего в хорезмской цепи укреплений таких крепостей было более тысячи. Строительство многих крепостей по своим масштабам не уступало египетским пирамидам. Строились крепости в таких местах, что подходить к ним можно было только поодиночке, т.е. к крепости подходила одна-единственная тропа. И полноценно сражаться мог только «передний» нападающий. Сама же тропинка хорошо просматривалась защитниками крепости и легко простреливалась из нескольких десятков бойниц.

Такое расположение крепости позволяло держать неприступную оборону независимо от количества нападавших и исключало применение нападавшими камнебитных машин и штурмовых приспособлений.

Тем не менее, как нас убеждают историки, монголам не составляло никакого труда захватывать эти крепости. Что ж, пусть так. Но каковы при этом были людские потери у монголов? Быстрый захват таких крепостей требует огромных человеческих затрат. Даже не военному человеку должно быть понятно, что наступательный бой требует больше человеческих жертв, чем оборонительный. Оборонительный бой более экономичный и менее затратный.

Наступательный бой может иметь успех, если имеется хотя бы шестикратный перевес в живой силе. А когда речь идет о штурме крепостей, тут людей жалеть не приходится, и шестикратный перевес в данном случае мал. К обороне переходят, чтобы спасти людей и когда нет сил для наступления. Монголы же используют только наступательную тактику. Сколько должно остаться монголов после столь интенсивной военной кампании? Ведь монголы действуют автономно. Только через три года Чингиз-хан посылает на их поиски третий тумен, который настигает пропавших на Калке. Значит, все это время, т.е. три года, пополнение личным составом данных туменов не происходило.

Само по себе это уже странно. Довольно небольшое подразделение (20 000 чел.) ведет интенсивные боевые действия на территории семи враждебных государств и не получает пополнения в живой силе. Аналогов этому в мировой истории нет.

Но вернемся к захвату крепостей. Мы уже упоминали, что штурм крепостей — самое сложное из военных искусств того времени. В последующем, с изобретением дальнобойных пушек, задача несколько облегчилась, но не кардинально.

Например, в 1803 году русские войска, под командованием князя Цицианова, штурмовали крепость Ганжа (Азербайджан). В состав русских сил входил пехотный корпус, Севастопольский мушкетерский и 15-й егерский полки. Уместно вспомнить, что в составе армейского корпуса проходили службу 700 конных татар. Данная операция прошла успешно. Крепость была взята. Турки потеряли 1700 человек убитыми. Русские потери составили 380 человек.

Но это скорее исключение. Чаще всего крепости оставались неприступными. В 1552 году венгерская крепость Эгер продержалась 33 дня. Турки, не глядя на применение самых совершенных штурмовых механизмов, вынуждены были отказаться от дальнейшей осады из-за потерь. Точные данные о потерях турок не приводятся. Сообщается только, что они были огромны.

Осовецкую крепость в 1915 году безуспешно осаждали 40 немецких батальонов. По крепости непрестанно били 68 тяжелых орудий. Ничего не помогло. Крепость продержалась 190 суток и была оставлена только по приказу высшего российского командования.

Подобных примеров можно приводить тысячи. Остается удивляться, что для монгольского двадцатитысячного отряда неприступной оказалась всего одна крепость — Дербент. При этом не следует забывать, что дальнобойных пушек еще не изобрели, а протащить камнебитные орудия по горным тропам невозможно.

Но главная тема нашего разговора — это не крепости. Мы пытаемся установить, какие же потери понес 20 000-й отряд за три года ведения войны. Ведь ему пришлось встречаться еще в открытых сражениях с армиями целых государств. Например, с армией Грузии. Грузин, по данным ученых, в первом сражении погибло 13 000. Данные о монгольских потерях не приводятся, хотя можно предположить, что потери с монгольской стороны также должны исчисляться тысячами.

Затем в северокавказских степях монголы столкнулись с аланами. Далее они вступили в сражение с войсками половецкого хана Котяна. Мы уже не считаем, что люди, бывает, мрут от болезней и несчастных случаев (попал под камнепад, снежную лавину, унесло горным потоком и т.д.). Давайте установим хотя бы размеры боевых потерь.
Конечно, потери эти можно подсчитать только приблизительно. И численный разнос в полученных данных из-за разности методик подсчета будет велик. Данные потерь у нас получились такие:

минимальные потери должны составлять 30 000 человек;
потери, рассчитанные путем сравнения с потерями других армий в похожих ситуациях, могли составить 200 000 человек.

Исходя из полученных данных, указанное войско монголов должно было подойти к Калке (просим прощения за отрицательные величины) в составе: от минус 10 000 до минус 180 000 человек.«Плюсовых» величин, еще раз просим прощения, никак не получается. Так что монголы разбили русов отрицательными числами, что еще обиднее для Руси.

Вернемся еще раз в Среднюю Азию. Осталась там невыясненная одна техническая деталь. Монголы все скачут и скачут по горам и песчаным пустыням, а если на их пути встает неприступный город-крепость, они начинают его обстреливать из камнебитных орудий. Откуда же берутся огромные, тяжеленные машины, если они скакали во весь опор, не останавливаясь, и даже спали, не слезая с лошадей? Чувствуется, как Ян пишет и сам удивляется, действительно, откуда? Но потом он находит выход: «А с ними были китайцы, они в срочном порядке «настругивают» катапульт, когда надо».

Читаешь и думаешь: «Действительно, напилили деревьев твердых пород, шурупы с собой были, чего еще надо?» Но! Как бы объяснить жителю средней полосы? Нету там деревьев твердых пород. И нетвердых тоже нет. И вообще никаких нет. Песчаная пустыня сменяет глинистую, дальше опять песчаная. В пустынях дубы не растут. В пустынях самые «могучие» стволы — это стволы верблюжьей колючки. Но их не строгают, их заваривают от поноса, а остальное — все из глины. Забор, метр толщиной, из глины. Стены дома — из глины. Крыша, подумали, из соломы? Нет — из глины. Полукругом, как банка от «Пепси», распиленная вдоль. Посуда из глины. И детские игрушки из глины. Из мебели у зажиточного афганца-таджика сегодня кремневое ружье 17 века; «Тойота-Датсон», судя по внешнему виду, ровесница ружья и магнитофон на батарейках. Все! Остальное глина.

Поэтому слепить из глины камнеметательные машины даже искусные китайцы были не в силах. И длинных крепких лестниц, чтобы лезть на крепостную стену, изготовить было не из чего. Это все обычно готовится заранее, не спеша. Медленно транспортируется к месту использования. Средства транспортировки тоже требуют специального изготовления, и тоже из твердых пород. Уж такие-то мелочи Ян должен был понимать.

Монгольская конница для степи — это сила. Монголы могли покорить огромные, но открытые пространства. Восточные города брали хитростью и обманом. Самое сильное оружие на востоке — это подкуп. Против него ни одна крепость не устоит. А что касается гор, северных лесов и «некоррумпированных» крепостей, тут монголам делать нечего. Не их стихия. Понавешали на монголов явно лишку.

Большие разногласия с остальными историками имеются у Яна в отношении смерти — ритуала захоронения и способов погребения. К могилам у историков, особенно у археологов, отношение особое. Они «живые» свидетели прошлого. По месторасположению могильников получили названия былые культуры: хвалынская, репинская, суворовская, новоданиловская, константиновская, нижнемихайловская, михельсбергская, кемиобинская и т.д. По могилам определяют уровень культуры, быта, религиозности населения, знакомятся с мифологией, а главное, по захоронениям четко прослеживается маршрут движения того или иного народа.

Способ захоронения монголов, описываемый Яном, единственный и уникальный в своем роде. Его никогда не существовало до монгольского ига, и после ига монголы резко переменили «способы» похорон. Способ монгольских похорон можно назвать, как «никакой». Ян описывает, что монголы своих погибших вообще не хоронят.
Понимая, насколько глупо это звучит, вынуждены привести литературное описание Яна из романа «Чингиз-хан».

«Вокруг Гурганаджа монголы потеряли очень много своих воинов, и кости павших образовали целые холмы, которые потом много лет были видны между развалинами».

Не будем приводить рассказы Яна о том, как ожиревшие собаки обгладывали кости убитых монголов. И так наглядно видно. Ян утверждает, что погибших монголов вообще не хоронят. А ведь в этой, казалось бы, явной глупости скрыт большой смысл. Ведь раз монголов не хоронят, значит, нет могил. Значит, нельзя определить маршрут их движения. Это очень важный момент для радетелей монгольского ига, это их «больное место». Пиши про монголов любую залипуху. Доказать ничего нельзя и опровергнуть тоже. Когда их спрашивают: «Где же монгольские могилы?», они округляют глаза и говорят: «Какие могилы? Всех собаки съели». Но опять вынуждены огорчить Яна. На Востоке даже сегодня настолько плохо с питанием, что бродячих собак там нет. Бродячая собака такой же продукт питания, как джейран или кролик. Не Москва там, ребята! Поэтому спрятаться за бродячими собаками не удастся, ввиду отсутствия самих бродячих собак.

Ян с удовольствием бы написал, что самого Чингиз-хана тоже сожрали бродячие собаки, но постеснялся, все-таки «владыка мира». Даже «владыки мира» помельче всегда интересовались, как будет выглядеть их могилка — Хеопс, Тимур, Ленин, наконец. Каждому хочется иметь пирамидку, гробницу, мавзолей. Хочется, чтоб твоим именем город назвали или улицу на худой конец. Римские императоры — те в свою честь месяцы называли: июль — Юлий Цезарь, август — Август Цезарь. Очень такие вопросы всех великих царей интересовали. Как же объяснить, что начиная с Чингиз-хана не известно захоронения ни одного монгольского «владыки мира»? Вы сможете это объяснить? Нет. А Ян смог. Хоть, понятно, было не просто. Ян нашел объяснение. Оказывается, все монгольские владыки обладали удивительной, беспредельной, непомерной, космической суперскромностью.

Когда Чингиз-хан помирал, он, по словам Яна, попросил: «Закопайте меня там, чтоб никто не догадался где». Вот такой скромный монгольский парень.

Другие историки описывают, что, когда везли тело Чингиз-хана, то убивали всех, кто попадался по пути, для сохранения секретности. Это-то как они узнали, объясните, пожалуйста? Если всех убили, кто же тогда об этом смог рассказать?

В 21 веке, когда монголы обнаружили, что у них полностью отсутствует история, они поставили памятник Чингиз-хану размером с десятиэтажный дом. А раньше чего-то руки не доходили. Забавная история про 800-летнюю скромность.
В 2008 году в Монголии произвели раскопки погребального кургана. Курган действительно оказался погребальным. Достали множество предметов, костей и даже золотую колесницу. Казалось бы, вот они, следы монгольского великолепия. Как назло, и предметы, и кости, и даже колесница оказались китайскими — династии Минь. А с монгольскими пока напряг, причем полный!

Теперь Ян подводит нас к еще одной замечательной теме. Хочется обозначить ее, как «изнанка желтого следа». Дело в следующем. Ян описывает тяжелую жизнь мусульман, а затем и славян в монгольском рабстве. Сахарный тростник, как неграм в Америке, конечно, корчевать не требуется. Да и вообще делать особо ничего не требуется. Нечего у них, монголов, рабам делать. Так, за стадом приглядеть, самому с коня не свалиться. Но все равно жизнь тяжелая.

В каждой монгольской семье, по словам Яна, набирается до двадцати рабов. По всей Монголии строятся ремесленные городки, куда привозят самых искусных мастеров. И все везут и везут рабов. И так не одну сотню лет. Судя по темпам, рабское население должно в 5-10 раз превышать коренное. Куда там Риму со своей жидкой рабовладельческой структурой? При этом в Монголию увозятся только лучшие ремесленники. При таком количестве разнообразных мастеровых Монголия к 15 веку должна была обрасти мегаполисами. К 18-му — создать ядерное оружие. К 19-му — освоить Луну.

Ладно, мы не спрашиваем, где монгольские «Тойоты» и «Челенджеры». Но скажите, куда белые рабы подевались? Где потомки рабов европеоидной расы? По данным Министерства обороны РФ, в Монголии на сегодня проживают свыше 80% — монголы, остальной процент делят: казахи, буряты, дэрбэты и дариганги. А где русские, украинцы, курды, белуджи, осетины, карелы, мордва, удмурты, абхазы, адыгейцы, кабардины, ингуши, аварцы? В конце концов, где татары?

Не хочется снова про Америку, но там же никто не спрашивает, куда черные рабы делись? На месте они все. Живут себе, размножаются. Правами обзавелись, теперь их «качают». Не пропали, стало быть.

Можно еще пример привести. Может, не столь наглядный, но такой же нехороший. Венгрия 100 лет находилась под игом Турции. Турки в течение всего этого периода вывозили в Турцию самых красивых венгерских девушек. Оставшихся насиловали. И хотя турки (тюрки) и мадьяры (финно-угры) относятся к европеоидной расе, следы столетнего турецкого ига видны по сей день. Венгров (мадьяр) обзывают цыганами за смуглую кожу, черные волосы и характерный изгиб носа (явно турецкий). А турчанки считаются одними из самых красивых женщин мира. Мировые конкурсы красоты это неоднократно подтвердили. Так что перемешивай, как хочешь, а от своего биологического отца не замаскируешься. Значит, как по пути монгольских войск должен был тянуться«желтый след», так и по всей Монголии от «белых» рабов должен тянуться «белый след».

Где потомки рабов-европеоидов, привезенных монгольскими узурпаторами? Где их резервации? Где душераздирающие рассказы о восстаниях белых рабов в Монголии? Где громкие заявления общественности о тяжелом положении монгольских рабов? Где декларация об отмене рабства в Монголии?

А при наличии в Монголии такого количества «европеоидных» рабов, как описывает Ян, большая часть населения вообще должна иметь европеоидные признаки. Чего опять нет! Хоть ты тресни!

Известнейший итальянский путешественник Марко Поло также оставил записи о Чингиз-хане. Мы хотим привести их. Записи итальянца не стыкуются с мнением «отечественных» историков. Но это повод не отвергать их, а наоборот, внимательнее к ним присмотреться.

Книга Марко Поло:

«Глава 114. Татары (в точности перевода этого слова мы не уверены. Возможно, в перевод вместо монголов татары вставлены умышленно), нужно знать, жили на севере, в Чиорчие; в той стране большие равнины, и нет там жилья, ни городов, ни замков, но славные там пастбища, большие реки и воды там вдоволь. Не было у них князей, платили они великому царю и звали его по-своему Унекан, а по-французски это значит поп Иван; это тот самый поп Иван, о чьем великом могуществе говорит весь свет. Татары платили ему дань, из десяти скотов одну скотину.

Случилось, что татары сильно размножились; увидел поп Иван, что много их, и стал он думать, не наделали бы они ему зла; решил он расселить их по разным странам и послал воевод своих исполнить то дело. Как услышали татары, что поп Иван замышляет, опечалились они, да все вместе пустились в степь, чтобы поп Иван не мог им вредить. Возмутились против него и перестали ему дань платить. Так они прожили некоторое время.

Глава 115. Случилось, что в 1187 году татары выбрали себе царя, и звался он Чингиз-хан, был человек храбрый, умный и удалой; когда, скажу вам, выбрали его в цари, татары со всего света, что были рассеяны по чужим странам, пришли к нему и признали его своим государем. Страною этот Чингиз-хан правил хорошо. Что же вам еще сказать? Удивительно даже, какое тут множество татар набралось.

Увидел Чингиз-хан, что много у него народу, вооружил его луками и иным оружием и пошел воевать чужие страны. Покорили они восемь областей; народу зла не делали, ничего у него не отнимали, а только уводили его с собою покорять других людей. И так-то, как вы слышали, завоевали они множество народу. А народ видит, что правление хорошее, царь милостив, и шел за ним охотно. Набрал Чингиз-хан такое множество народу, что по всему свету бродят, да решил завоевать побольше земли.

Вот послал он своих послов к попу Ивану, и было то в 1200 г. по Р.Х.; наказывал он ему, что хочет взять себе в жены его дочь. Услышал поп Иван, что Чингиз-хан сватает его дочь, и разгневался:

«Каково бесстыдство Чингиз-хана! — стал он говорить. — Дочь мою сватает! Иль не знает, что он челядинец и раб! Идите к нему назад и скажите, сожгу дочь, да не выдам за него; скажите ему от меня, что следовало бы его как предателя и изменника своему государю смертью казнить!»

Говорил он потом послам, чтобы они уходили и никогда не возвращались. Выслушали это послы и тотчас же ушли. Пришли к своему государю и рассказывают ему по порядку все, что наказывал поп Иван.

Глава 116. Услышал Чингиз-хан срамную брань, что поп Иван ему наказывал, надулось у него сердце и чуть не лопнуло в животе; был он, скажу вам, человек властный. Напоследок заговорил, да так громко, что все кругом услышали; говорил он, что и царствовать не хочет, коли поп Иван за свою брань, что ему наказывал, не заплатит дорого, дороже, нежели когда-либо кто платил за брань, говорил, что нужно вскорости показать, раб ли он попа Ивана. Созвал он свой народ и зачал делать приготовления, каких и не было видно и не слышно было. Дал он знать попу Ивану, чтобы тот защищался, как мог, идет-де Чингиз-хан на него, со всею своею силою; а поп Иван услышал, что идет на него Чингиз-хан, посмеивается и внимания не обращает. Не военные они люди, говорил он, а про себя решил все сделать, чтобы, когда Чингиз-хан придет, захватить его и казнить. Созвал он своих отовсюду и из чужих стран и вооружил их; да так он постарался, что о такой большой рати никогда не рассказывали.

Вот так-то, как вы слышали, снаряжались тот и другой. И не говоря лишних слов, знайте по правде, Чингисхан со всем своим народом пришел на большую, славную равнину попа Ивана, Тандук, тут он стал станом; и было их там много, никто, скажу вам, и счету им не знал. Пришла весть, что идет сюда поп Иван; обрадовался Чингиз-хан; равнина была большая, было где сразиться, поджидал он его сюда, хотелось ему сразиться с ним.
Но довольно о Чингиз-хане и об его народе, вернемся к попу Ивану и его людям.

Глава 117. Говорится в сказаниях, как узнал поп Иван, что Чингиз-хан со всем своим народом идет на него, выступил он со своим против него; и все шел, пока не дошел до той самой равнины Тандук, и тут, в двадцати милях от Чингиз-хана, стал станом; отдыхали здесь обе стороны, чтобы ко дню схватки быть посвежее да пободрее. Так-то, как вы слышали, сошлись на той равнине Тандук две величайшие рати.

Вот раз призвал Чингиз-хан своих звездочетов, христиан и сарацинов и приказывает им угадать, кто победит в сражении — он или поп Иван. Колдовством своим знали то звездочеты. Сарацины не сумели рассказать ему правды, а христиане объяснили все толком; взяли они палку и разломили ее пополам; одну половинку положили в одну сторону, а другую в другую, и никто их не трогал; навязали они потом на одну половинку палки чингисханово имя, а на другую попа Ивана.

«Царь, — сказали они потом Чингиз-хану, — посмотри на эти палки; на одной твое имя, а на другой попа Ивана; вот кончили мы волхование, и чья палка пойдет на другую, тот и победит».

Захотелось Чингиз-хану посмотреть на то и приказывал он звездочетам показать ему это поскорее. Взяли звездочеты-христиане псалтырь, прочли какие-то псалмы и стали колдовать, и вот та самая палка, что с именем была Чингиз-хана, никем не тронутая, пошла к палке попа Ивана и влезла на нее; и случилось это на виду у всех, кто там был.

Увидел то Чингиз-хан и очень обрадовался; а так как христиане ему правду сказали, то и уважал он их завсегда и почитал за людей нелживых, правдивых.

Глава 118. Вооружились через два дня обе стороны и жестоко бились; злее той схватки и не видно было; много было бед для той и другой стороны, а напоследок победил-таки Чингиз-хан. И был тут поп Иван убит.

С того дня пошел Чингиз-хан покорять свет. Процарствовал он, скажу вам, еще шесть лет от той битвы и много крепостей и стран покорил; а по исходе шести лет пошел на крепость Канги, и попала ему тут стрела в коленку; от той раны он и умер. Жалко это, был он человек удалой и умный».

Чувствуется, не знаком Марко Поло с современными историческими трудами. Ну очень не похоже это на нынешние рассказы про Чингиз-хана. Выходит, это русы собирали с монголов дань, а Чингиз-хан освободил монголов от русского ига. Что делать? Марко Поло информацию от самих монголов получал, в отличие от наших ученых.

О.Ю. Кубякин, Е.О. Кубякин «Криминал как основа происхождения Русского государства и три фальсификации тысячелетия»


1480 год. Москва уже 7 лет не платила хану Большой Орды Ахмату дань. Он пришел забрать свое и остановился на берегу реки Угра. На противоположном берегу выстроились войска московского князя Ивана III.

Они стояли напротив друг друга больше месяца. Их разделяла только река.
6 ноября (по старому стилю) 1480 года хан Ахмат ушел прочь. «Побежал от Угры в ночи ноября в 6 день«, сообщают нам источники того времени.

Вместе с ханом Ахматом ушло и татаро-монгольское иго.
Не будем спорить — было ли оно на Руси или нет. Для кого-то из нас это было иго, для кого-то — особенности политических отношений. Давайте лучше опишем события 1237-1480 годов языком цифр.

Люди

169 документально зафиксированных поездок
совершили русские князья в Орду с 1243 года по 1430 по самым разным поводам. В реальности поездок, скорее всего, было еще больше.

11 русских князей
были убиты в Орде. Зачастую с ними убивали и лиц не княжеского достоинства, членов семей, сопровождающих. В эту цифру не вошли и те, кто умер вне Орды, как, например, отравленный ханом Берке Александр Невский, возвращавшийся домой.

70 рязанских бояр
погибли на Куликовом поле в сентябре 1380 года. Так, по крайней мере, сообщает нам «Задонщина», которая была написана в 14 или 15 веке.

24.000 человек
погибло во время разорения Москвы Тохтамышем в 1382 году. Фактически, погиб каждый второй житель столицы.

27 и 70 черепов
обнаружены археологами при раскопках на месте разоренной монголами Рязани. Основная версия - это следы казней, отрубания голов.

Поясним, что современная Рязань — это, на самом деле, древнерусский город Переяславль-Рязанский, который стал так называться с середины XIV века. Та Рязань, которая была разорена в 1237 году, более не восстанавливалась.

4 младших брата
князя Мстислава Глебовича погибли после падения Чернигова, во время разорения монголами расположенных неподалеку городов, таких как Гомий, Рыльск и других.

При раскопках разоренного Гомия археологи обнаружили уничтоженную нашествием мастерскую, где ремесленники изготавливали доспехи. Подробнее об этой мастерской мы рассказывали в статье «Ламеллярные доспехи русских дружин»

4.000 монгольских воинов и осадные машины
были уничтожены оборонявшимися жителями Козельска во время вылазки на третий день штурма. Однако сам отряд погиб, после чего лишившийся защиты город был уничтожен.

Деньги

14 видов дани
платили монголам русские. Платили не только фиксированную сумму для хана, но были еще различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближённым, а также — плата с торговли, обязанность содержать ханское посольство и так далее. Кроме того, периодически объявляли внеплановые сборы средств — например, перед большим военным походом.

300 рублей
потратил Дмитрий Донской на захоронение тел погибших москвичей (по рублю за 80 похороненных тел) после разорения Москвы Тохтамышем. В то время — серьезные деньги, шестая часть дани, которую Владимирское княжество платило Золотой Орде.

3.000 литовских рублей
отдал в качестве отступных Киев ногайцам Едигея, которые преследовали в киевских и литовских землях отступающих с Ворсклы союзников. Об этой битве — ниже.

5.000 рублей
заплатили уже не русские Орде, а наоборот. Дело было взяло весной 1376 года. Воевода и тезка Дмитрия Донского, князь Боброк-Волынский (будущий герой Куликовской битвы) вторгся в Волжскую Булгарию. 16 марта он разбил объединенное войско ее правителей — эмира Хасан-хана и поставленного Ордой Мухаммад-Султана.

Время

5 дней
сопротивлялась монголам Москва, которую защищали князь Владимир Юрьевич и воевода Филипп Нянка «с малым войском». Столько же оборонялся и Переяславль-Залесский, который оказался на пути главных сил монголов, двигавшихся от Владимира на Новгород.

6 дней
продолжалась осада Рязани, которая пала в конце декабря и была полностью разорена. Об этом — выше.

8 дней
оборонялся осажденный Владимир, но все же был взят в начале февраля 1238 года. В городе погибла вся семья князя Юрия Всеволодовича. Монголы медлили, и начали штурм Владимира только по возвращении из взятого Суздаля еще одного монгольского отряда с множеством пленных.

Почти 50 дней
продолжалась осада Козельска.

3 дня
продолжался штурм Козельска, завершивший его долгую осаду монголами (май 1238 г.)

12 лет
было князю Козельскому Василию, когда монголы осадили город, в котором он был посажен править. Обороной руководили опытный воевода и бояре, под формальным началом князя.

14 лет в монгольском плену
провел князь Олег Ингваревич Красный, после чего был отпущен.

Территории

5 русских княжеств
а также 3 княжества королевства Польского, Великое княжество Литовское, Тевтонский орден и лишённый накануне ханского трона в Орде Тохтамыш с отрядом в несколько тысяч татар.

Все они поднялись против хана Золотой Орды Кутлуга.
Но 12 августа 1399 на берегу реки Ворскла союзники были разбиты.

11 городов
захватили татары перед стоянием на реке Угре в 1480 году, чтобы исключить нападение на них с тыла.

14 городов за месяц
были взяты татарами в феврале 1238 года. Если высчитывать средний показатель, то ворота русских городов открывались захватчикам через день.

Пали Суздаль, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Стародуб-на-Клязьме, Тверь, Городец, Кострома, Галич-Мерьский, Ростов, Ярославль, Углич, Кашин, Кснятин, Дмитров, а также новгородские пригороды Вологда и Волок Ламский.

На этом мы поставим точку. Цифры есть цифры.

Останки ста человек, найденные в исторической части Ярославля, позволили археологам восстановить правду о встрече жителей города и войска Батыева в феврале 1238 года.

В 2004-2006 годах ученые из отдела охранных раскопок Института археологии РАН проводили раскопки на территории Рубленого города в Ярославле. Это древнейшая часть города, которая в плане похожа на треугольник, образованный двумя реками – Волгой и Которослью.

Исследование так называемой Cтрелки началось после того, как администрация Ярославской области решила воссоздать Успенский собор XVII века. Ученые должны были выяснить местоположение и планировку древнего собора.

За три года археологи во главе с руководителем отдела охранных раскопок Асей Энговатовой и научными сотрудниками ИА РАН Дмитрием Осиповым и Натальей Фараджевой изучили участок площадью в 2,5 тыс. кв. м. В ходе раскопок историки обнаружили фундамент не только последнего Успенского собора, но и следы более древних церквей, стоявших на том же месте. Ведь первый Успенский собор на территории Ярославского кремля 1215 году построил ростовский князь Константин Всеволодович (1186-1218). А затем собор перестраивался в 1504 и 1646 годах.

Историки обнаружили не только следы религиозных построек. Они нашли множество жилых и хозяйственных помещений XII-XVIII веков, более 350 хозяйственных и строительных ям.

Массовые захоронения

Среди построек домонгольского периода интерес ученых вызвал заглубленный подклет, найденный в 2005 году. Изначально он использовался для хозяйственных целей: об этом говорят обнаруженные там жернова, топор, замки, ключи и остатки сгоревшего зерна. Вскоре после того, как сооружение сгорело, его решили использовать как братскую могилу. Археологи обнаружили в котловане останки не менее 97 человек. Четверо, судя по всему, находились внутри здания и погибли еще во время пожара. Остальных побросали туда вскоре после пожара и в большой спешке. Люди лежали в яме на боку, на спине, согнувшись пополам, некоторых бросили туда вниз головой. Среди множества костей антропологи определили также останки животных – коров и коз. Затем могильщики завалили погребение бревнами, плахами (расколотыми пополам бревнами) и камнями.

Археологи нашли в этой яме фрагменты бронзовых височных колец, стеклянные бусы-браслеты и другие элементы украшений, распространенных на территории Северной Руси в X-XIII веках. Им также удалось обнаружить остатки различных тканей – шерстяных, льняных, шелковых и кусочки меха, которые могли быть частью верхней одежды. Скорее всего, говорят ученые, похороненные здесь люди погибли в холодное время года (возможно, зимой).

Однако не только эта постройка стала могилой для местных жителей. Позднее археологи нашли еще один хозяйственный подклет или погреб, в котором лежали останки 11 человек, а также хозяйственную яму с останками еще семерых.

Кого похоронили на территории города более 700 лет назад?

Судя по всему, все эти люди погибли одновременно и произошло несчастье в первой половине XIII веке. Причины смерти более 100 человек могли быть самыми различными: эпидемия, междоусобица, стихийное бедствие (пожар) или результат нападения монголо-татар.

Почему погибли люди, выясняли антропологи Александра Бужилова и Наталья Гончарова, научные сотрудники ИА РАН. Прежде всего они определили, что большинство погибших -- женщины и дети. В крупном захоронении около 30% погребенных составляли дети, а мужчин оказалось вдвое меньше, чем женщин. Большинство мужчин не относились к наиболее активному возрасту (от 15-18 до 30-35 лет). В яме, где лежали 11 человек, оказались шесть женщин в возрасте от 18 до 55 лет, трое мужчин 20-50 лет и два ребенка. Судя по всему, мужчин в момент трагедии в Рубленом городе почти не оказалось.

Погибшие относились к вятическому населению и были, судя по всему, местными жителями. Среди людей в самом крупном погребении оказались и родственники. У некоторых остались следы заживших травм и переломов. А у четверых ученые обнаружили характерные сломы зубных коронок – этот признак часто встречался у людей, которые занимались рукоделием, то есть у портных. Всех погибших либо перезахоронили, либо погребли уже полуистлевшие трупы, причем все это происходило в большой спешке.

От чего умерли мирные жители древнего Ярославля?

Большинство людей погибли в результате различных травм – некоторых обезглавили, кто-то в момент смерти находился возле горящих зданий. Ученые определили три группы травм: дырчатые переломы (от ударов колющим оружием с острым краем), рубленые и колотые раны. У многих повреждены черепа в затылочной части – создается впечатление, что рубили уже поверженного человека. У некоторых видны следы ударов в районе лопаток – возможно, воины настигали убегающих людей и наносили им удары сзади. Сохранились следы и от ранений копьями, пиками и стрелами.

Проанализировав все останки, антропологи пришли к выводу, что большинство ударов наносилось сверху и сзади, а приходились они в основном на голову, спину или живот. Некоторых уже поверженных на землю людей добивали. Так, один человек, например, получил сразу две смертельные раны. Возможно, нападавшие собирались полностью уничтожить все население города.

Трагедия военного времени

В целом вырисовывается следующая картина: в момент нападения в городе по каким-то причинам почти не осталось молодых мужчин, а только старики, женщины и дети. На них напал профессиональный конный отряд воинов с четко поставленной задачей: полностью вырезать город. Некоторое время погибшие лежали там, где погибли. Затем уже полуразложившиеся тела в срочном порядке захоронили в одном месте. Сколько лежали трупы на улицах, осталось загадкой (напомним, что, судя по одежде на телах, стояли холода). Причиной трагедии не могла стать ни эпидемия, не местный междоусобный конфликт, категорически утверждают антропологи.

Похожая история случилась в древнем поселении, расположенном недалеко от современного села Городище (Хмельницкий район, Украина), во время нашествия Батыя на Русь. Археологи нашли там в конце 1950-х годов множество останков людей, сваленных в кучи (костищи). Треть погибших составляли дети, а умерли люди от рубленых ран, нанесенных мечами или саблями. Там удары тоже наносились сверху и сзади. Возможно, многих пойманных связывали, бросали на землю и добивали.

Набег 1238 года

Историки попытались соотнести сделанные ими находки с письменными источниками, в том числе с Лаврентьевской летописью. Возможно, отсутствие мужского населения в городе связано с тем, что великий владимирский князь Юрий Всеволодович (1188-1238), сын Всеволода Большое Гнездо, собирал в это время дружину на реке Сить для отпора монгольскому нашествию. В той битве, произошедшей 4 марта 1238 года, владимирское войско было полностью разгромлено, а князь Юрий и ярославский князь Всеволод Константинович погибли. В Лаврентьевской летописи Ярославль мельком упоминается среди других городов, взятых монголами в феврале 1238 года. Однако до сих пор было неизвестно, пал ли Ярославль после осады или сдался без боя, чтобы избежать погрома.

А в Троицкой летописи рассказывается о разоренной и сожженной после набега хана Тохтамыша Москве. И среди прочего упоминается, что князь Дмитрий Донской (1350-1389) распорядился выплатить определенные суммы тем, кто занимался массовыми захоронениями погибших.

Погребения в Ярославле сходны по описанию с московскими. Похожие могилы с останками тысяч людей были обнаружены еще в начале XIX века в Киеве (город разорили и посекли в 1240 году), а позднее в Старой Рязани и других поселениях, подвергшихся нападению татаро-монголов.

Поэтому вполне возможно, что археологи обнаружили трагические следы набега 1238 года. Бойня могла происходить именно в феврале, о чем свидетельствуют остатки теплой одежды на захороненных. В случае междоусобного конфликта погибших погребли бы сразу, а здесь они некоторое время еще лежали там, где их убили. Кроме того, татары сжигали захваченные города, что произошло и в Ярославле. Судя по всему, жители города собрались в одном месте (возможно, в храме) в укрепленной части города, поэтому и массовые захоронения находились недалеко друг от друга – не более чем в 20-40 м. Сделанные археологами находки и выводы антропологов говорят о крайней жестокости завоевателей по отношению к мирному населению края.

Результаты исследования массовых захоронений в Ярославле опубликованы в журнале «

Удивительно, как 200 уже скоро лет в Северной Евразии культисты бегают с протухшей какашкой "монголо-татарского нашествия на Русь". И так, и сяк ее перекатывают, из одного конца помойки в другой гоняют. Все не могут нарадоваться, напрыгаться, натетешкаться. Мол, тут попинали, туда сгоняли, тут посидели. И каждый раз новый поворот, каждый раз все интереснее и интереснее у этой "империи летучих обязьян". Сейчас вот некий профессиональный "русский" "Холмогоров" (сын канадского папы-цыгана) дает бой новиопу Чхартхишвили или как там его, по поводу этого самого нашествия.

Без слез взглянуть невозможно. Холмогорий понятное дело - рашкованский туземец с невысоким интеллектуальным уровнем. Начал в 5 лет играть в солдатики и танчики, так и играется до сих пор. Цыган и есть цыган. Акунишвили - дитя гор, вне критики.

А ведь русским пора взрослеть. Пора перестать катать во рту гнилую кочерыжку. Стыдно же.

Поэтому тезисно:

1. Никакого монгольского нашествия русские (да и другие народы вокруг них) до конца XVIII века не видели, не переживали и ничего об этом не знали. Набеги тюркских кочевников на пограничные земли были, но и только. Так до конца XVIII века русские люди были уверены, что Старую Рязань в конце XVI века сожгли крымские татары . В XIX веке там придумали "раннефеодальное княжество" с непременной летописной династией (богатой на волшебных уродов, кстати) и "героическую оборону" (маленький деревянный город неделю обороняли от якобы то ли 30, то ли 150-тысячной армии). До сих пор несут эту околесицу.

2. Кочерыжку придумали в XIX веке под свои цели взрослые дяди, затем ее подкрепили парой-тройкой мутных "рукописей" (наподобие Рашид-ад-Дина и т.п. хаутпверков, красная цена которым - мусорный бачок), и стали использовать. Но по сути, внутри этого мифа фактов и данных нет никаких, людям приходится оснащать свои рулады банальным выдумыванием (как тот же придурок Гумилев поступал и так далее).

3. Миф о "монголах" использовали англичане (нынешняя британская королева Елизавета, если кто не в курсе, наследница короны Великих Моголов, ага, буковка выпала, бывает), французы (в Китае) и, конечно же, русские. Ведь с чего вдруг царские власти так разлакомились на, казалось бы, такую вонючку-залепуху? Российское императорское государство ухватилось за эту мульку , потому что:

3.1. Мулька легендировала легендарную (хаха) Киевскую Засрусь (на земли которой теперь претендовала ее "наследница");
3.2. Мулька легендировала продвижение РИ в Азию - в Казахстан, Туркестан, на Саяны, на Алтай, в Восточную Сибирь. На территорию мифической межконтинентальной империи забытых чингисханов, наследницей которых... правильно, тоже является РИ (белый царь и все такое). *

4. После падения РИ мулька была раздута до откровенно фашистской и русофобской бредятины, а советские гномы чуть ли не договорились даже до многосоттысячных масс конноармейцев, раздувавших пожар "мировой революции" от Владивостока до... в общем, куда хотите. Благо, что монголов теперь признавали "прогрессивными" и борющимися с "затхлой феодальной реакцией" (а потому передовая монгольская армия в пух и прах громила супостатов).

Для чего эта "вова" XIII века сейчас нужна - не очень понятно. Что она дает - не ясно. Обоснование для Таможенного союза с Казахстаном и Кигризией? Хм. Ведь мулька реально глупая и сводящая всех внутри нее на уровень каких-то червей, еще с жаром и интересом обсуждающих фентези про "незначительные санитарные потери туменов Субудая" ... Да ради Бога, как толкиенизм и оставить надо!

Археологических доказательств "монгольского нашествия" - нет, исторических - тоже нет (первые русские летописи в списках дошли край от XVI-XVII веков), генетических следов нашествия также не удалось найти. Впервые с монголами русские столкнулись в XVII веке, это были западно-монгольские племена (джунгары), а затем и калмыки. Никаких гигантских перемещений конных масс по замерзшей степи не было и быть не могло, если речь не шла о вынужденном бегстве (как у волжских калмыков в 1771 году, когда у них погиб весь скот и до трети населения при уходе в Джунгарию с Волги). Дурак Петровский в 1839 году решил "повторить" походы "древних монголов" через степь - потерял 60% личного состава, половину верблюдов и треть лошадей.

Настолько нет этому бреду даже малейших доказательств, что когда советские археологи (А.Ф. Медведев и другие) попробовали картографировать находки средневековых стрел, то получалось, что "пресловутые монголы" использовали стрелы чуть ли не полусотни типов (втульчатых и черешковых), характерных по ареалу распространения от Дальнего Востока до Англии. Я уже и не говорю, что не найдено ни одного захоронения "монгольского война". В общем, сидите и лепите куличики из говна, вот вам типично "монгольские наконечники стрел". Спорьте с чхартхишвили. А еще лучше выясняйте подробности "монголо-татарского ига" длиной аж в 240 лет.

* - кстати. В истории можно легко выделить, будет ли "вова" продуктом или нет. С "монгольским нашествием" РИ стала играть и понятно почему, а вот с немецкой крепостью Петерхоф посреди Новгорода ... играть не сели. Все царское время сидели и буркали. Лишь в 1967-1970 годах советские археологи раскопали в центре Новгорода крупную полукаменную германскую крепость с мощной башней, однако затем все было "закопано" под строительство новой гостиницы "Россия". Хваленая совко-дендрохронология также не сработала. А вообще, вплоть до 20-х годов XIX века дуракам даже не говорили, ЧТО был такое Новгород. Сначала олбанцы наклепали своих "летописей", а затем немцы культурненько выудили наружу... ганзейские "тугументы". Про торговлю, про договоры, про суды и так далее. :) И сейчас в Новгороде выкапывают уже вторую тысячу берестяных грамот, должных демонстрировать всеобщую грамотность в торговом полисе, где жили десятки и даже СОТНИ европейских купцов, и... ни одного упоминания об этом в грамотах. А что остается делать яниным, колчиным и прочим арциховским? Сидеть и молча буркать.

Loading...Loading...