Значение слова «интеракция. Open Library - открытая библиотека учебной информации Интеракция с английского языка переводится как

англ. interaction, лат. inter - между и actio деятельность) определяется как взаимодействие, взаимное влияние людей или групп друг на друга. В зап. социальной психологии, базирующейся на концепции американского психолога Дж. Мида, под И. понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»). В кач. важнейшей особенности И. обозначается способность субъекта О. «принимать роль другого» и адекватно представлять себе, как его воспринимает партнер по О. И. взаимное влияние людей или групп друг на друга как своеобразный социальный диалог. Осн. положение теории символического интеракционизма Дж. Мида гласит: становление Я происходит в контексте ситуаций О., к-рые являются по существу системой взаимно ориентированных действий, развернутых во времени и межличностном пространстве. Само представление человека о самом себе формируется в соответствии с тем, как его воспринимают др. люди в процессе взаимодействия. Интеракционизм подчеркивает роль установления контроля действий и проявлений как механизма формирования личности. Осн. роль здесь играет ориентация на «значимого другого» его поведение и то, как он воспринимает проявления партнера. Предметная область термина интеракция включает: социальную И., как процесс взаимного влияния людей друг на друга; символическую И. (symbolic interaction) как социально-психол. подход к изучению жизни человека или иной социальной группы; облегчающая И. как эффект, возникающий в результате суммации воздействия 2 последовательно предъявляемых в О. идентичных стимула. Выделяют также вербальную и невербальную И. Невербальная И. (англ. interactive - взаимодействие и лат. verbalis - устный) - рассматривается как взаимодействие, неречевой контакт. Выделяются механизмы невербальной И. разного уровня: согласование, пристройки, перенос моделей невербального поведения партнера. В. А. Лабунская определяет невербальную интеракцию как результат взаимодействия между структурами экспрессивного невербального поведения, кинесико-такесической, просодической, ольфакторной и пространственно-временными компонентами О. - проксемикой. В процессе невербальной И. формируются паттерны невербального взаимодействия, что позволяет различать виды взаимодействия. Паттерны невербальной И. отличаются по выраженности признаков: однозначность - многозначность; абстрактность - конкретность; произвольность - непроизвольность; осознанность - неосознанность; динамичность - устойчивость; целенаправленность - нецеленаправленность; определенность - неопределенность; дискретность - континуальность. Тезаурус паттернов невербального взаимодействия субъекта отражает социокультурную, статусно-ролевую принадлежности, индивидно-личностные особенности. Функции невербальных И.: адаптация, идентификация, стратификация, регуляция, презентация отношений к себе и партнеру. Культурная, этнич., социальная, возрастная, гендерная и профессиональная принадлежности определяют содержание и специфику половозрастного и статусно-ролевого невербального взаимодействия. Сформированные паттерны невербального поведения устойчивые образования в структуре общей активности человека и являются индикаторами половозрастных и статусно-ролевых отношений (В. А. Лабунская). Невербальные интеракции бывают деструктивными и конструктивными, монологическими и диалогическими, личностно-направленными и социально ориентированными. В основе этого выделения лежат характеристики интеракции как психол., так и формально динамические. При оценке смысловой нагрузки отдельных паттернов невербальной И. учитывается вся совокупность выраженности проксемических характеристик О.: дистанция и особенности движений, степень динамичности смены паттернов, синхронность жестов, мимических масок и поз, демонстрируемых партнерами, а также закрытость и открытость, напряжение - покой, стремление к завоеванию пространства или сворачивание активной зоны взаимодействия. Социально-психол. смысл невербальной И. проявляется в отношениях доминирование-подчинение, степень включенности и аффилиации представленных в ситуации О. партнеров. Лит.: Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М., 2006; Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Лабунской. М., 1999. Т. Н. Щербакова

Интеракция - ϶ᴛᴏ организация людьми совместной деятельности путем согласования своих мировоззренческих и практических позиций. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, ᴛ.ᴇ. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (ᴛ.ᴇ. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но всœе же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие «общение» употребляется то в узком, то в широком смысле слова. В случае если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, ᴛ.ᴇ. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения. Какая «другая» - на данный вопрос еще нужно ответить.

В случае если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого» (Б.Ф. Ломов, 1975), которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителœем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям крайне важно обмениваться и информацией, и самой деятельностью, ᴛ.ᴇ. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, к примеру, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всœегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: а) деятель, б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие), г) ценности (которые принимает каждый участник), д) ситуация (в которой совершается действие). Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определœены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделœено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать всœе виды человеческой деятельности.

Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его «анатомию», была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное исследование самим создателœем концепции. Методологически некорректным здесь явился сам принцип - выделœение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия. При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом. По этой причине логичнее начинать с характеристики социальной деятельности, а от нее идти к структуре отдельных индивидуальных действий, ᴛ.ᴇ. в прямо противоположном направлении (А.Н. Леонтьев, 1972). Направление же, предложенное Т. Парсонсом, неизбежно приводит к утрате социального контекста͵ поскольку в нем всœе богатство социальной деятельности (иными словами, всœей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Я. Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта͵ б) психического контакта (по Я. Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это - совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) (Я. Щепаньский, 1969). Хотя всœе сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Довольно близкой к описанной схеме является схема, предложенная в отечественной социальной психологии В.Н. Панферовым (В.Н. Панферов, 1989).

Интеракция взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.

В ходе общения для участников важно не только обмениваться информацией, но и организовать "обмен действиями", спланировать общую стратегию. Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, стратегии поведения, соответствующие ситуации. Взаимодействие людей разнообразно.

Если при взаимодействии с другими людьми человек ориентируется только на свои цели без учета целей партнеров по общению, то он вступает в противодействие или конкуренцию. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (кооперации). Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм). Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (индивидуализм).

Интерактивные теории :

1. Дж. Хоманс – Теория обмена

В процессе взаимодействия партнеры обмениваются двумя переменными: затраты на взаимодействие и вознаграждение за взаимодействие.

В сочетании этих двух переменных выделяются следующие типы поведения:

§ если вознаграждение велико, то партнер в большей степени готов затрачивать свои усилия на взаимодействие. Активность партнера

§ если цель близка, то партнер в меньшей степени готов затрачивать усилия. Расслабленный тип

§ если вознаграждение зависит от определенных условий, то в большей степени готов затрачивать усилия на воссоздание данных условий. Манипулятивный тип.

2. Дж. Мид, Г. Блумэр – Теория символического интеракционализма

В процессе взаимодействия партнеры воздействуют друг на друга с помощью символов (вербальных и невербальных)

3. Э. Гофман – Теория управления впечатлением (теория социальной драматургии)

Взаимодействие представляет собой своеобразный спектакль, основные элементы которого:

партнеры (выполняют определенные роли)

декорации (ситуация взаимодействия)

Партнеры воздействуют друг на друга с помощью впечатления, формируемого с первых минут коммуникации. В дальнейшем они управляют поведение друг друга с помощью сформированного впечатления

4) З.Фрейд – Психоаналитическая теория

При взаимодействии с партнером, который старше по возрасту или положению, а также значимее их важным для субъекта качеством, главный субъект регрессирует – уходит на более примитивные уровни поведения. Это проявляется следующим образом:



Выстраивание взаимоотношений по формуле «объект-субъект»

Неспособность самостоятельно принять решение

Подавленность в вербальных и невербальных средствах коммуникации

Астеническое состояние (отрицательные чувства)

Это происходит с теми, кто в раннем детстве пережили негативный опыт, связанный с общением с такими партнерами.

Стратегии взаимодействия (по К.Томасу):

Избегание – пассивная стратегия, которая предполагает уход от взаимодействия.

Физический уход

Психологический уход (не высказывание своей точки зрения и т.д.)

Оправдано:

1. Цель взаимодействия для человека не очень важна

2. Недостаточно сил для достижения цели

Приспособление – пассивная стратегия. Предполагает сознательный отказ от своей цели ради достижения цели партнера. Оправдано:

Сотрудничество – активная стратегия. Предполагает активное участие обоих партнеров для достижения цели. Открытый обмен мнениями, обсуждение позиций, нахождение варианта, приемлемого для всех. Хорошо всегда, если нет дефицита времени.

Соперничество – активная борьба за свои интересы. Непримиримый антагонизм в случае сопротивления партнера, унижения, оскорбления. Оправдано только в крайнем случае.

Компромисс – активная стратегия. Предполагает участие обоих партнеров в поиске решения за счет взаимных уступок. Оправдано:

1. нет резерва времени для сотрудничества

2. у партнеров различные силы и власть, а цель одна.

Интерактивные барьеры – психологические препятствия на пути эффективной организации взаимодействия.

1. барьеры несовместимых стратегий взаимодействия

2. барьеры несовместимых характеров из-за различий в темпераменте, характере, способностях, направленностях.

3. барьер «невроза» - партнер переживает стресс.

Словарь лингвистических терминов

Интеракция

Социальное взаимодействие, приравниваемое к коммуникативному поведению, трактуемому в духе необихевиористской теории социального поведения. И. – термин символико-интеракционистской теории в социологии, где деятельность понимается как активность индивидуального сознания. И. используется в двух основных значениях:

1. И. социальная – социальное взаимодействие индивидов.

2. И. речевая – речевое взаимодействие индивидов на уровне речи.

Этнографический Словарь

Интеракция

(от англ. interaction , лат. inter + activus деятельный) - термин, используемый в социальной психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог.

В социальной психологии Дж. Мида И. - непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999 )

Словарь социолингвистических терминов

Интеракция

1. социальная - социальное взаимодействие индивидов;

2. речевая - речевое взаимодействие индивидов на уровне речи.

«Интеракция» - термин символико-интеракционистской теории в социологии. Деятельность понимается как активность индивидуального сознания, а социальное взаимодействие (интеракция) приравнивается к коммуникативному поведению, трактуемому в духе необихевиористской теории «социального поведения».

Люди на протяжении жизни находятся в процессе общения и взаимодействия друг с другом, поскольку они живут в социуме. Первый опыт – у ребенка в доме родителей, где он учится оценивать себя, получать оценку собственного поведения со стороны окружающих, обретает навыки считывания эмоции и чувств. Это – основа для формирования эффективного или неэффективного взаимодействия в социальной среде. Сам механизм имеет научное обоснование и называется «интеракция».

Что такое интеракция

Для погружения в вопрос необходимо понимание понятий. «Интеракция» – это совокупность двух латинских слов – inter (между) и action (деятельность). С точки зрения психологии интеракция означает процесс взаимодействия отдельных субъектов между собой или целых групп людей, протекающий в виде непрерывного диалога и сопровождающееся психологическим или социальным воздействием одного человека на другого.

Для полного изучения вопроса общения при разговоре об интеракции в психологии вводится дополнительный термин «социальная связь». Она означает зависимость субъектов, проявляющуюся через социальное действие, ориентированное на других людей и протекающее с ожиданием ответного действия от партнера. Выделяют три важных компоненты социальной интеракции:

  • субъект созданной связи. Это может быть один человек или бесконечное множество;
  • объект связи или предмет взаимодействия;
  • механизм, необходимый для регулирования отношений.

Сущность интеракции как описания взаимодействия субъектов состоит в том, что процесс общей деятельности сопровождается возникновением контакта, имеющего характерные признаки:

  • индивидуальные особенности человека;
  • социальная ситуация;
  • доминирующие поведенческие стратегии;
  • цели участников;
  • возникающие противоречия.

Интеракция в общении как часть социальной психологии сопровождается возникновением особенностей:

  • возможность обмена опытом и мнениями;
  • достижение понимания в общих вопросах;
  • определение единой стратегии или линии поведения;
  • появление интроспекции или возможность поставить себя на место другого;
  • при неэффективном общении интеракция сопровождается конфликтом или конкуренцией.

Интеракция как часть социологии

Существование интеракции невозможно без ее внедрения в социологию, поскольку это термин означает взаимодействие. С точки зрения науки сущность процесса в осуществлении контакта между людьми, его анализа с учетом особенностей. Процесс общения может происходить на микроуровне (участники – семья, коллектив или друзья) и на макроуровне, когда во взаимодействии находятся структуры общества. Интеракция в социологии – это процесс обмена символами, опытом и практическими умениями.

Известный социологии П. Сорокин определил опорные звенья, позволяющие под одним явлением объединить интеракцию, перцепцию и коммуникацию:

  • для общения требуется минимум 2 субъекта;
  • во время взаимодействия внимание должно уделяться словам и символам: жесты, мимика, действия. Это облегчает понимание оппонента;
  • выстраивание эффективной интеракции возможно только при возникновении резонанса мыслей, ощущений и мнений.

Интеракция и психология

Прежде чем стать частью социологии, интеракция появилась как отдельное понятие психологии. Главной направленностью изучения в данном случае выступают отношения внутри ограниченной социальной группы, в первую очередь семьи.

В психологии интеракция - это исследование совместной деятельности родителя и ребенка, итог которой – становление личности. Она может формироваться только через проекцию понимания восприятия себя другими и анализ поведения, являющегося ответом на действия.

Концепция интеракции была разработана Д.Мидом, который вывел понятие «символический интеракционизм» как выходящее из течения бихевиоризма явление. По его теории при общении наибольшую важность имеет отслеживание и правильная интерпретация символов.

Процесс взаимодействия субъектов одной социальной группы описывается формулой интеракции. Это визуальное отображение предполагаемой позиции каждого участника общения по отношении к другому. Единица интеракции – транзакция, которая выражает взаимодействие партнеров с точки зрения задания позиции для каждого участника.

Виды интеракции

Социология выделяет несколько градации интеракции по степени эффективности и особенностям проявления. В первом случае существует две разновидности:

  • эффективная, которая предполагает значимость взаимодействия для каждого отдельного субъекта;
  • неэффективная, при которой каждый участник зацикливается на себе и своем мнении и не предпринимает попыток разделить мысли и чувства оппонента. В этом случае вероятность выгодного сотрудничества исключаются.

Дополнительно существует деление интеракции на виды по особенностям взаимодействия субъектов на вербальную или речевую и невербальную или неречевую.

Вербальный тип состоит из следующих механизмов общения:

  • особенности речи (тон голоса, экспрессивная окраска, оттенки тембра);
  • передача словами опыта, знаний, информации;
  • ответная реакция на полученные сведения.

Невербальная интеракция подчиняется проксемике или знаковой системой общения. Она включает следующие основные моменты:

  • поза, на основании которой можно понять психологическое состояния оппонента или определить его настроенность на диалог;
  • пространственное положение. Субъект может осуществлять «захват» территории при помощи раскладывания вещей по столу или занимать минимум свободного пространства;
  • настроенность участников по отношению друг к другу.

Интеракция как часть общения

Общение подразумевает получение информации, ее анализ, обратную связь (ответы, мнения, суждения). Любое взаимодействие несет важные функции: воспитание, регулирование, оценка и помогает людям как части социума выстраивать совместную деятельность для достижения конечной цели.

Интеракция – это частный случай общения, предполагающий не только принятие информации, но также взаимное влияние двух субъектов не только на себя, но и на окружающую действительность.

Кроме интеракции частью общения является коммуникация и манипуляция. Отличительные черты коммуникативного воздействия:

  1. Коммуникатором выступает не только человек, но также система знаков (газеты, книги, дорожные знаки и вывески).
  2. Основная цель – донесение информации. Она не предполагает ответной реакции человека.

Манипулятивные техники получили распространение в современном мире. При помощи оказания воздействия на человека потребительский рынок пытается увеличивать продажи, бизнес старается привлекать новых клиентов. В отличие от интеракции, манипуляция характеризуется:

  1. Применением скрытых механизмов воздействия.
  2. Созданием зависимого положения субъекта.
  3. Использованием в речи обмана, лести или заискивания.

Интеракция – это неотъемлемая часть общения и взаимодействия людей в социуме. Социальная психология, изучающая течение интеракционизм, помогает решать проблемы, возникающие в обществе в контексте совместного существования людей внутри единой, микро- или макрогруппы.

Loading...Loading...