Территориальный раздел Африки в XIX века. Сообщение про африку Южная Африка: малоизученные, но древние традиции

ВВЕДЕНИЕ

«Африка сама напишет свою историю, славную и почетную для всего континента, от севера до юга», - сказал незабвенный Патрис Лумумба незадолго до того, как он был убит в 1961 г. И действительно, сейчас Африка с присущим ей революционным энтузиазмом оживляет важнейшие исторические традиции и восстанавливает культурные ценности. При этом ей приходится непрестанно преодолевать барьеры, которые воздвигли и тщательно оберегали колониалисты, чтобы отгородить африканцев от истины. Наследие империализма глубоко проникает в самые различные области жизни. Его идеологическое воздействие на сознание народов Тропической Африки было и остается не менее важным фактором, чем унаследованные от колониализма экономическая и социальная отсталость, нищета, униженное положение и зависимость от иностранных монополий.

Ныне, однако, народы Африки решительно срывают с себя цепи, которыми их связывали колониалисты. В 50-х и начале 60-х годов большинство народов Африки, находившихся под игом империализма, достигли политической независимости. Это явилось важной вехой на трудном пути их борьбы против империализма, за национальный суверенитет и социальный прогресс. Постепенно они приходят к пониманию того, что их борьба составляет часть мирового революционного, процесса, в котором главная роль принадлежит социалистическому содружеству государств во главе с Советским Союзом. Африканские народы прилагают огромные усилия, чтобы укрепить завоеванную политическую независимость и дать отпор многочисленным проискам неоимпериалистов. Перед ними стоят такие сложные задачи, как глубокие социальные и экономические преобразования, демократические аграрные реформы, ликвидация преобладания иностранных монополий, создание самостоятельной национальной экономики. Однако на нынешнем этапе не менее актуальна задача возрождения национальной культуры, частично уничтоженной или приниженной колониальными державами, и восстановления в памяти народной исторических традиций и славны деяний прошлого.

Изучение истории африканских народов получило новое направление. Чтобы успешно бороться против империализма, надо не только знать о славных подвигах борцов против колониализма, но и представлять себе замечательную историю государственных образований доколониального периода. Исследователям удалось почти повсеместно сорвать окутывавший ее флер романтики и мистики, и теперь они стремятся выявить важнейшие прогрессивные и революционные традиции, столь важные для современной национально-освободительной революции. Прогрессивная африканская историография сможет выполнить эту трудную задачу только при поддержке марксистов и других сил во всем мире, борющихся против империализма. Их объединяет общее стремление свергнуть, иго империалистов и неоколониалистов, устранить насаждаемую ими дискриминацию и, конечно, опровергнуть реакционные буржуазные теории истории Африки, представляющие собой апологию колониализма.

К каким только измышлениям не прибегали капиталисты, чтобы оправдать ограбление колоний! Через множество печатных трудов красной нитью проходит мысль, что до прихода колониальных господ африканцы были полностью или почти полностью лишены способности к общественному прогрессу. Эта идея разрабатывалась на все лады и усиленно распространялась. Всего лишь 30 лет назад один колониальный чиновник назвал африканцев «дикарями, которых миновала история». Нет числа высказываниям, относящим народы Африки к «неисторическим» и даже низводящим их до «уровня диких животных». История Африки изображалась в виде постоянных приливов извне и отливов «волн высшей цивилизации», которые в известной мере способствовали развитию африканского населения, обреченного на застой. Европейские колонизаторы приписывали «динамическим, созидательным, культурным импульсам, поступающим со стороны», продолжительное рациональное воздействие, ибо «древнеафриканская культура лишена присущего западной цивилизации фаустианского стремления к вечной жизни, исследованию и открытиям».

По сути дела, история народов Африки к югу от Сахары сводилась к системе чуждых культурных напластований. Для вящей убедительности империалисты изображались «высшими культуртрегерами». Продолжая фальсификацию истории Африки, апологеты колониализма оценивали безжалостное колониальное ограбление африканцев как благодеяние, особенно благотворное для их культуры и якобы открывшее им путь от стагнации к современному прогрессу. Совершенно очевидно, какие политические и социальные функции призваны выполнять подобные теории: они предназначены замаскировать истинную сущность и масштабы колониального угнетения и тем самым лишить антиколониальное и национально-освободительное движение его антиимпериалистической направленности.

Сейчас эти лживые вымыслы об историческом развитии Африки распространяются не так уж часто. Империалистическая пропаганда вынуждена - и не только в историографии и политике - прибегать к более изощренным и гибким формам. Растущее могущество реально существующего социализма и успехи национально-освободительного движения заставляют ее выдвигать теории, которые соответствуют новым задачам неоколониализма в большей мере, чем колониально-апологетические и расистские версии старого образца. Однако тон по-прежнему задают империалисты. Правда, буржуазная историография подвержена многообразным процессам дифференциации.

В некоторых капитальных трудах, например и монографиях Р. Корневена, Р. Оливера, Дж. Мэтью, П. Дуигнена, Л. А. Ганна, Фр. Аншпренгера, и во многих специальных работах история Африки рассматривается с более реалистической точки зрения. Их авторы в отдельных случаях достигли весьма важных результатов в эмпирических исследованиях и в рассмотрении частных вопросов, но оценка исторических источников, постановка проблемы и - последнее по счету, но не по важности - ненаучность выводов и классификации материалов заставляют отнести этих ученых к идеологам позднего капитализма. Выдвигаемые ими теоретические положения не менее опасны, чем идеи апологетов империализма. Достаточно сказать, что в некоторых из последних работ по истории и социологии предпринимается попытка отделить борьбу прогрессивных сил национально-освободительного движения за социальный прогресс от мировой социалистической системы и рабочего движения в высокоразвитых капиталистических странах.

Многие исторические труды на узкие темы, например о причинах отсталости той или иной страны, об образовании «элит», служат для маскировки неоколониалистской экспансии.

Марксисты и другие прогрессивные элементы, борющиеся против империализма, в том числе и в африканских национальных государствах, объявили войну этим воззрениям. В очерке истории Тропической Африки с древнейших времен, составляющем содержание этой книги, должно быть объективно прослежено историческое и культурное развитие народов континента к югу от Сахары и выявлена бесчеловечная эксплуатация их колониализмом. Тем самьгм опровергаются основные положения проимпериалисти-ческой «науки».

В Советском Союзе после Октябрьской социалистической революции, а в странах мировой социалистической системы после 1945 г. начался новый период африканистики. Ученые этих государств, а также марксисты и другие прогрессивные исследователи во всем мире, и все чаще в самих африканских странах, публикуют в последние годы серьезные работы по древней и новой истории Африки. Это вызвало революцию в африканистике, которая раньше почти полностью находилась под влиянием колониалистон (особенно историография Тропической Африки от древнейших времен до раздела ее территории империалистическими колониальными державами). Монография «Народы Африки», составленная коллективом авторов под руководством Д. А. Ольдерогге И. И Потехина (в 1961 г. была издана в ГДР), заложила основы для многочисленных серьезных исследований отдельных проблем советской африканистикой. Благодаря этому труду работы советских ученых по лингвистике и истории Африки получили международную известность. Э. Шик (Венгрия), И. Хрбек (Чехословакия), М. Маловист (Польша) стремились восполнить своими работами известные пробелы в изложении общей истории доколониального периода народов Африки. Следует упомянуть также изданные и в ГДР работы французского историка и экономиста марксиста Ж. Сюрэ-Каналя по истории Западной и Центральной Африки и английского публициста Б. Дэвидсона.

Несмотря на бесспорные успехи африканистики в последние 20 лет, по-прежнему отсутствует обстоятельный обобщающий труд по истории народов Африки, особенно в отдельные периоды до колониального раздела континента империалистами. Многолетние изыскания побудили меня сделать достоянием широкого круга читателей важнейшие моменты исторического развития народов к югу от Сахары.

Особые трудности по сей день представляет проблема периодизации общей истории народов Африки, в том числе в нашу эру. По этому вопросу нет единодушия даже среди ученых-марксистов. Правильный подход к нему требует, чтобы африканцы не рассматривались как пассивный объект чужеземных влияний, а чтобы прежде всего учитывались внутренние закономерности их общественного развития, соотносимые, разумеется, с важнейшими периодами мировой истории и качественными изменениями отдельных социально-экономических общественных формаций. При этом необходимо иметь в виду диалектическое единство этапов развития мировой истории и региональных особенностей африканских стран. Именно на основе этих общих критериев в книге выделены периоды исторического развития народов Тропической Африки от древнейших времен до империалистического раздела Африки в последней трети XIX в. К примеру, XVI век, когда западноевропейский капитализм производил экономическую и политическую подготовку к завоевательным походам и тем самым положил начало новой эпохе, не только был важной вехой в мировой истории, но и явился поворотным пунктом в жизни некоторых народов Тропической Африки.

Анализ общественного и исторического развития населения столь многих регионов и выявление в нем общих закономерностей и тенденций связаны с известными трудностями. Они усугубляются еще и тем, что страны к югу от Сахары достигли самых различных степеней прогресса. Кроме того, общественному развитию многих африканских народов несомненно присущи специфические особенности, И тем не менее можно с уверенностью утверждать, что это развитие отнюдь не происходило вне закономерного всемирно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций. Неопровержимые исторические факты доказывают, что народы Африки, и отстававшие и шедшие впереди, стремились и стремятся идти по пути прогресса. Путь этот длинный и трудный, но, как показывает весь опыт истории, в конечном счете он приведет к социализму также и народы Тропической Африки.

В заключение следует сделать некоторые предварительные замечания относительно источников и вспомогательных материалов, которые имеются в распоряжении африканиста.

Не будет преувеличением сказать, что и в этой области лишь в последние десять лет поднята целина и несколько раздвинута завеса, закрывавшая «Черный» континент. Колониалисты считали археологические находки лишь приложением к весьма прибыльной добыче железных руд и минералов. Развалины легендарного государства Мономотапа и ценнейшие памятники искусства Бенина были обнаружены или случайно, или действовавшими без всякого согласования экспедициями. После того как африканские государства достигли независимости, ассигнования на научные исследования стали более систематическими и целеустремленными. Результаты этих исследований исключительно важны. Так, благодаря чрезвычайно интересным раскопкам Килвы (Танзания) города-государства Восточной Африки предстали в совершенно ином свете. Руины столицы древней Ганы Кумби-Сале (на юге Мавритании) оказались немыми свидетелями давно исчезнувшей африканской цивилизации. На безводных сейчас нагорьях Центральной Сахары найдены десятки тысяч прекрасных наскальных картин и фресок; эти высокохудожественные произведения реалистического искусства сообщают ценные сведения о развитой культуре Африки. Находки последнего времени позволяют уточнить представления о древнейшей и древней истории африканских народов. Поскольку сейчас научные учреждения молодых национальных государств сами организуют археологические экспедиции для раскопок центров древних цивилизаций, мы вправе ожидать, что их работы обогатят историю новыми данными.

Многие племена и народности Тропической Африки по сей день не имеют письменности. Тем не менее нам известны в общих чертах отдельные этапы их истории. При дворах правителей и вождей существовал институт сказителей, напоминавших средневековых миннезингеров. До нас дошли передававшиеся из уст в уста перечни имен правителей, хроники, героические сказания, эпические поэмы, воспевавшие подвиги и деяния правителей. В последнее время большая их часть была тщательно собрана и записана африканскими учеными и их помощниками. Сейчас они приступили к исследованию содержания этих источников, и тут немедленно выявились пределы возможностей их использования. В них тесно переплетаются вымысел и правда. История того или иного племени или народа сводится к деятельности отдельных правителей. Оставляет желать лучшего и хронология. Тем не мене африканист может и должен работать над этими устными преданиями, чтобы с помощью научного анализа превратить их в надежные источники африканской историографии.

В целом следует отметить известную скудость письменны, источников для отдельных периодов и регионов. Историю некоторых народов можно подчас довольно точно воссоздать на основании как сообщений арабских путешественников, так и оставленных самими этими народами письменных свидетельств, но при исследовании прошлого других народностей приходится довольствоваться немногочисленными сведениями, иногда даже косвен кыми. Кроме того, они обычно неоправданно много касаются событий политической жизни, тогда как экономические и социальные отношения отражены в них очень плохо.

Первые письменные свидетельства о Тропической Африке содержатся в реляциях египетских военачальников. Далее следую сведения, полученные карфагенянами, греками и римлянами вовремя путешествий, военных походов и торговых экспедиций. Однако эти данные, дошедшие от периода античности, весьма скромны и носят случайный характер.

Только арабские историки периода, соответствующего европейскому средневековью, уделили наконец должное внимание областям к югу от Сахары, которые тогда стали широко известны благодаря многочисленным экспедициям и путешествиям, а такж. оживленным торговым связям. Рассказы арабских путешественников, хронистов, географов и историков, и прежде всего описани путешествий ал-Масуди, ал-Бакри, ал-Идриси, Ибн Батуты, Льва Африканского, содержат ценную информацию. Они были дополнены начиная с XVI в. первыми записями на месте в государствах западной и центральной зон Судана (имеется в виду вся полоса Сахеля, которая тянется с запада на восток к югу от Сахары и не совпадает с территорией современного Судана). Серьезные пробелы в наших знаниях были позднее устранены мусульманскими учеными крупных торговых центров государства Сонгай - Томбукту, Гао и Дженне, - писавшими хроники по-прежнему на арабском языке. Сведения об истории народов Западной Африки содержатся и в записях, которые делались в городах-государствах хауса в Северной Нигерии, и в письменных документах начального периода государств фульбе и тукулёров в XVIII и начале XIX в., найденных и опубликованных только в последнее время. Из них лишь незначительная часть написана на арабском языке.

О жизни восточноафриканских городов-государств сообщают несколько местных хронистов. Они писали сначала по-арабски, позднее на суахили и пользовались своей собственной системой письма, восходящей к арабской письменности.

Наиболее древние письменные данные мы черпаем также из памятников царств Мероэ и Аксум (см. гл. II). В средние века их традиции нашли успешное продолжение в летописании и церковной историографии Эфиопии.

На рубеже XV и XVI вв., когда португальские мореплаватели открыли путь вокруг Африки и основали многочисленные опорные пункты колонизации, появились первые подробные отчеты европейцев рассказы об их путешествиях и исторические сочинения. От этого начального периода колониальных предприятий дошли красочные описания, ярко рисующие жизнь в Бенине и других приморских областях Западной Африки, в древнем государстве Конго, а более всего - в Восточной и Центральной Африке. По словам Барруша, Барбосы, Баррето, Кастаньозу, Алькасовы и Даппера, они, к своему великому удивлению, увидели здесь высокоразвитые государства с крупными торговыми центрами, где жизнь била ключом. В первое время португальцы еще довольно объективно и деловито записывали свои впечатления. Но когда мечты завоевателей о сказочных богатствах натолкнулись на противодействие населения Африки, их рассказы - и чем дальше, тем больше - начали уснащаться клеветническими вымыслами.

В XIX в. Африканский континент стал заветной целью исследователей, путешественников и миссионеров. Из-под пера членов различных экспедиций, купцов и посланцев церкви, которые прямо или косвенно подготавливали капиталистические завоевания, вышло множество заметок о геологии, географии, экономике и климате африканских стран (ср. гл. V, 7). Они оставили нам и подробные историко-этнографические очерки общественного развития некоторых народов Африки. Хотя авторы этих работ, например известный Генрих Барт в середине XIX в., не могли скрыть, что действуют по поручению или по инициативе колонизаторов, они часто стремились к подлинно научным исследованиям и признавали исторические и культурные достижения неевропейских народов. Однако их труды очень скоро были забыты в Европе, в последней трети XIX в. на область к югу от Сахары навесили ярлык «Черного» континента и отказали ей в способности к историческому прогрессу. В соответствии с этой точкой зрения многие свидетельства культуры и устные предания африканских народов отрицались или приписывались влиянию иноземных культуртрегеров. В конце концов расистские теории апологетов колониализма восторжествовали и стали тормозить любые научные исследования, в том числе изучение истории и общественного развития народов Африки.

Это еще более обязывает всех ученых-марксистов совместно с прогрессивными африканскими историками воссоздать и правильно оценить на основе фундаментальных исследований историю народов Африки, фальсифицированную апологетами империализма и колониализма.

Из книги История Испании IX-XIII веков [вычитывается] автора

Из книги История Испании IX-XIII веков [вычитывается] автора Корсунский Александр Рафаилович

автора Смирнов Александр Сергеевич

Введение Неразвитость методологии современной исторической науки на Украине как основа фальсификаций. «Украинская история» как идеология внутреннего пользования. Сокрытие исторических источников и подтасовка фактов. Препятствия научному диалогу историков и

автора Мень Александр

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Из книги Новая Хронология Фоменко-Носовского за 15 минут автора Молот Степан

1.1. Введение В этой части изложена концепция Новой Хронологии Фоменко-Носовского для тех, кто никогда о ней не слышал, либо слышал что-то очень вскользь, а возможно слышал много, но не уловил суть. На нескольких страницах в этой части мы изложим самое главное. Для многих из

автора Макарий Митрополит

Из книги История Русской Церкви. Том 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира автора Макарий Митрополит

Из книги Ангерран де Мариньи. Советник Филиппа IV Красивого автора Фавье Жан

Введение В истории Франции XIV в. является переходным периодом. На смену существовавшим до этих пор, хотя и в совершенно неузнаваемом обличье, феодальным институтам мало-помалу стали приходить монархические учреждения. Таким образом, рассматривая механизм правления

Из книги Северная Пальмира. Первые дни Санкт-Петербурга автора Марсден Кристофер

Из книги США автора Бурова Ирина Игоревна

Введение Соединенные Штаты Америки (США) занимают почти половину Североамериканского материка, однако исключительная роль этой великой страны, сначала выделившейся среди всех прочих территорий Нового Света, а затем постепенно превратившейся в одну из ведущих мировых

Из книги В поисках затерянного мира (Атлантида) автора Андреева Екатерина Владимировна

Введение В этой книге вы прочтёте сказание древнегреческого учёного Платона об Атлантиде - могучем царстве атлантов, процветавшем на большом острове среди Атлантического океана и погрузившемся на дно за девять с половиной тысяч лет до нашей эры.В истории человечества

Ифрикия – арабское название римской провинции Африка (примерно соответствовала нинешнему Тунису без Сахары). Столицей Ифрикии был Кайруан. Имя этой небольшой территории стало названием целого континента (по-арабски и современная Африка – Ифрикия). Есть версия, что и римское «Африка». И арабское «Ифрикия» восходят к названию аборигенного берберского племени ифрен (ифран), жившего в Атласе.

Или: Название «Африка» вероятно, происходит от латинского «afrigus», что значит безморозный, не знающий холода, так римляне называли небольшое племя и его местообитание к югу от Туниса.

Африка – единственный материк, лежащий почти равномерно в северном и южном полушариях. Мыс Рас-Энгела – крайняя северная точка континентальной Африки (37 0 21 /). Его часто путают с мысом Эль-Абьяд (Кап-Блан), находящимся в 10 км к востоку и менее выступающим на север.(Рас – мыс, выступающая часть).

Самая южная – мыс Игольный – 34 0 52 // ю.ш. Африка вытянулась с севера на юг почти на 8000 км, лежит между тропиками, отчасти в субтропиках. В силу такого географического положения солнце круглый год высоко стоит над горизонтом. Вследствие этого в Африке в течение всего года наблюдается более или менее равномерная продолжительность дня и ночи и на большей части материка большие температуры.

С запада на восток в наиболее широкой части Африка имеет протяжение около 7400 км, ее западная точка – мыс Альмади – 17 0 32 // з.д., а восточная – мыс Рас -Хафун - 51 0 23 // в.д. на юге материк сильно сужается.

По величине Африка уступает только Азии и занимает 29,2 млн км 2 , а с прилегающими островами около 30 млн км 2 .

Африка омывается водами Индийского океана на востоке, Атлантического – на западе, на севере Африка отделяется от Евразии Средиземным морем, на северо-западе – Гибралтарским проливом, ширина которого составляет 14 км. От Азии Африку отделяет Аденский залив, Красное море, Баб-эль-Мандебский пролив. Лишь в месте Суэцкого перешейка матери соединен с Аравией. Этот перешеек перерезан каналом в 1869 году. Однако историей своего развития Африка тесно связана с Аравией и Южной Европой.

    Береговая линия.

Береговая линия развита слабо, материк имеет довольно простые очертания. Африка имеет один крупный залив – Гвинейский, который в свою очередь, вдаваясь в сушу, образует залив Бенин и Биафра. В незначительной степени расчленяют береговую линию такие заливы как Делагоа, Сидра, Габес, Тунисский.

Единственно крупным полуостровом является массивный полуостров Сомали, соединенный с материком широким основанием.

Отсутствие вдающихся глубоко в материк заливов и выступающих в открытое море полуостровов обусловливает массивность Африки и удаленность центральных ее частей от побережий – 20% территории удалено на 1000 км от береговой линии.

К Африке относят ряд островов, общая площадь которых составляет около 2% площади материка. За исключением острова Мадагаскар, имеющего площадь около 590 км 2 , все острова мелкие, значительно удаленные от материка, только некоторые имеют общность происхождения – Мафия, Занзибар, Пемба, Сокотра, острова Гвинейского залива. Острова Мадагаскар, Коморские, Маскаренские, Сейшельские представляют собой часть суши, некогда соединявшей Африку с другими материками. Наиболее удаленные от материка – острова Тристан-да-Кунья, Святой Елены, Вознесения, Зеленого мыса, Канарские, Мадейра имеют главным образом вулканическое происхождение.

Берега Африки преимущественно абразионные, крутые. Особенно, где горы вплотную подходят к побережью вдоль Атласских гор, где поднимаются Капские горы. Низкие аккумулятивные берега протягиваются там, где прибрежные низменности достигают наибольшей ширины – дельта Нила, на берегу Кот-де-Вуар, местами на побережье Гвинейского залива, Мозамбикской низменности, на полуострове Сомали, на побережье Индийского океана.

Вдоль побережья Красного мор и в Индийском океане в теплых тропических водах развиваются коралловые постройки, местами поднимающиеся в виде коралловых рифов. Восточные берега Африки, омываемые теплым Мозамбикским течением, обрамлены мангровой растительностью, что препятствует заходу судов в устья рек, где они образуют особо густые заросли.

В Средиземном море помимо абразионных берегов, существуют бухты, вдоль побережья Габес и Сидра – низменные плоские берега. Гористое побережье Красного моря относится к берегам шермового типа (берега, характеризующиеся наличием коротких бухт, угловатых очертаний, отделенных одна от другой прямолинейными участками). Лагунные берега характерны для Гвинейского залива и залива Биафра.

3.История формирования территории Африки.

Материк Африка, за исключением гор Атласа на северо-западе и Капских гор на крайнем юге, а также остров Мадагаскар и прилегающий к Африке на северо-востоке Аравийский полуостров образуют Африканскую (Африкано-Аравийскую) платформу. Отдельные ядра этой платформы возникли в конце архейской эры (около 2 млрд. лет), такие ядра известны в Сахаре, в южной части материка.

Архейские структуры обнажаются и в восточной половине о.Мадагаскар. В Сахаре и по северному побережью Гвинейского залива древнеархейский цоколь был разбит на глыбы.

В начале протерозоя уже обозначились основные контуры Африканской платформы, кроме ее окраинных частей. Однако вскоре в пределах новообразованной платформы возник новый геосинклинальный пояс, простиравшийся через Заир, Уганду Танзанию, т.е. почти через середину материка. Эта (Карагве-Анколийская)_ геосинклиналь заполнилась в основном песчано-глинистыми осадками, позднее превращенными в кварциты, отчасти известняки. Ее развитие завершилось 1,4 млн. лет назад складчатостью, метаморфизмом и внедрением гранитов.

В позднем протерозое параллельно этому геосинклинальному поясу развивался еще один – Катангский, охватывая часть территорий Замбии и Анголы, замыкаясь у Киншасы.

Геосинклинальные образования позднего протерозоя (байкальская складчатость), испытавшие складчатость и метаморфизм, оказываются широко развитыми почти по всей периферии древнейшей, послеархейской части Африканской платформы. Они установлены в горах Антиатласа, распространены по обе стороны грабена Красного моря, проявляющиеся в пределах так называемого Мозамбикского пояса, образуя непрерывную полосу вдоль западного побережья.

В это время происходило накопление осадков в уже сформировавшихся синеклизах Тауденни на западе Сахары и Судана, впадинах Калахари, по всей северной и восточной периферии впадины Конго.

Каледонская складчатость. В это время почти вся платформа, за исключением крайней северной и южной оконечности, а также архейские массивы – Ахаггар и др. оставались приподнятыми и сохраняли континентальный режим. Моря покрывали северо-запад Африки, западную половину Сахары. В это время активно развивалась Атласская гесинклиналь.

Герцинская складчатость. В это время море покинуло платформенные впадины. В Атласской геосинклинали произошла складчатость, внедрение гранитов. Окончательно оформились впадины Конго, Калахари, Карру. Эти впадины заполнились отложениями «карру» - внизу ледниковыми, выше угленосными, еще выше – отложениями пустынных красноцветов и массовых излияний базальтов.

В перми сформировался Мозамбикский прогиб, отделивший остров Мадагаскар от материка. Началось формирование впадины западной части Индийского океана. К концу триаса складчатость и поднятия хватили Капскую зону на крайнем юге материка, где сформировались Капские горы.

Мезозой. Его начало характеризуется господством континентального режима и постепенного выравнивания рельефа. Но с начала юры, начиная с области Атласских гор, территория охвачена трансгрессией, максимум которой наступил в позднем мелу. В это время море покрывает северную часть материка, проникает в глубь Сахары и соединяет Средиземноморский бассейн с бассейном Гвинейского залива через впадину Бенуэ в Нигерии. На короткое время море вторгается также во впадину Конго. Крупные разломы и опускания положили начало образованию впадины Атлантического океана и оформили конфигурацию западной части материка.

Кайнозой. Начиная с конца палеогена (олигоцен) Африка вступила в фазу общего вздымания, особенно энергичного на востоке, где оно началось раньше (в конце мела) и было связано с опусканием Мозамбикского пролива и западной части Аравийского моря. Окончательно оформилась крупнейшая зона разломов, разделяющаяся на несколько ветвей с расположенными вдоль них грабенами. Красное море, Аденский залив и крупнейшие озера Африки – Танганьика, Ньяса и др. приурочены к этим грабенам. Движения по разломам сопровождались интенсивной вулканической деятельностью – сначала трещинного типа (плато- базальты Абиссинского нагорья), а затем уже в неогене - центрального, с образованием мощных вулканических конусов – Килиманджаро, Кения, Меру, и т.д.

Молодой (неогеново-четвертичный) вулканизм проявился и в западной половине континента, в полосе следующей от залива Габес через массив Ахаггар к Камеруну и далее в Анголу. Молодые вулканы известны и на побережье Западной Африки (Синегал). Другая полоса вулканов следует от вулканических островов Гвинейского залива к вулканическому массиву Тибести.

В плиоценово-четвертичную эпоху Атлас был поднят в целом и расколот с образованием системы грабенов. Одновременно началась вулканическая деятельность, как эффузивная, так и интрузивная. В результате возникли вулканические Коморские и Маскаренские острова.

Из геологических событий, пережитых Африкой, следует отметить оледенения, которым неоднократно повергалась южная часть материка, о чем свидетельствуют тиллиты – древние ледниковые валунные глины. Вопрос о количестве оледенений – спорный. В южной Африке найдены явственные следы континентального оледенения, имевшего место в протерозое. В нижнем девоне Южная Африка подвергалась вторичному оледенению. Характер отложений этого времен указывает на наличие мощного ледникового покрова. Третье оледенение имело место в карбоне. Это оледенение охватывало громадные площади Гондваны и распространялось по территории Южной Африки. В четвертичное время оледенение в Африке, видимо, не имело сколько-нибудь значительно распространения.

В конце плейстоцена на африканском материке приобрела свойственные черты природная зональность.

4.Полезные ископаемые Африки

Обилие и разнообразие полезных ископаемых Африки обусловлено особенностями геологической истории и тектоники материка, в силу которых древние горные породы, содержащие ценные минералы, оказались обнаженными или лежащими близко к земной поверхности. Обилие полезных ископаемых объясняется активной вулканической деятельностью, сопровождавшейся выходом лав и образованием богатых минералами метаморфических пород.

Африка занимает выдающееся положение по добыче алмазов, кобальта, золота, марганцевых руд, хромитов, лития, сурьмы, платины. Далеко не последнее место Африка занимает по добыче олова, цинка, свинца, бериллия, железных руд, графита.

Самые крупные месторождения золота сосредоточены в Южной Африке в Трансваале, которые приурочены к позднеархейским образованиям. Месторождения золота известны также в бассейне Конго, в ряде стран Гвинейского побережья, в Кении, на острове Мадагаскар.

Африка дает более половины суммарной добычи алмазов в мире. Крупнейшие месторождения алмазов находятся в ЮАР – в окрестностях Кимберлея. Здесь алмазосодержащая порода – синяя порода – кимберлит, относящаяся к типу вулканических брекчий, заполняет каналы – «трубки взрыва», пронизывающие толщу песчаников, глинистых и кварцитовых сланцев, входящих в формацию кару. Но кроме этих коренных месторождений, алмазы в южной Африке встречаются также в россыпях- глинистых, песчаных и галечных отложениях речных долин. Кроме южной Африки, месторождения алмазов имеются в экваториальной Африке и странах Гвинеи.

Медные руды приурочены к рифейским отложениям Катанги, где залегает так называемая «рудная серия», вмещающая богатейшие залежи медных и медно-кобальтовых руд южной Катанги и северной части Замбии. Происхождение этих руд еще не выяснено окончательно: одни ученые считают их осадочными, другие гидротермальными. С внедрением гранитов в рифее на этой территории связаны также жильные месторождения урана и кобальта.

Во второй половине палеозоя в Атласской геосинклинали произошла складчатость, внедрение гранитов, создавших жильные месторождения свинца, цинка, железных руд. Месторождения олова и вольфрама связаны с развитием Карагве-Анколийской геосинклинали и расположены в основном в Нигерии, верховьях Конго.

Значительны запасы марганцевых и хромитовых руд. Месторождения марганца имеются в Марокко, ЮАР, Экваториальной и Западной Африке; месторождения хромитов – ЮАР. Богатейшие месторождения железных руд находятся в горах Атласа, в странах ЮАР, Верхней Гвинеи.

Из энергетических месторождений в Африке имеются запасы угля. Крупнейшие из них находятся в ЮАР, Атласе, Нигерии.

Месторождения разведаны на юге Алжира, западе Ливии, где нефть и газ приурочены к палеозойским песчаникам. В пределах периферических бассейнов, выполненных отложениями мела, были также открыты крупные месторождения нефти особенно в Ливии, Нигерии, Габоне, Анголе.

Из нерудных ископаемых следует отметить фосфориты, добыча которых имеет мировое значение. Их месторождения приурочены к шельфовым отложениям верхнего мела – нижнего эоцена северо-западной Африки, в особенности Марроко и Туниса.

В новейшую и современную эпохи в тропической зоне Африки, особенно по северному побережью Гвинейского залива, в результате интенсивного химического выветривания возникли богатейшие залежи алюминиевых руд – бокситов.

Графит добывают на о. Мадагаскар.

История Африки – история загадок.

Современные африканские государства появились на политической карте мери в основном после 1959 года, многие из них были колониями Англии и Франции, Португалии. Колониальный период наложил сильный отпечаток на африканскую историческую науку. Колонизаторы считали себя переносчиками цивилизации в «дикие» африканские страны. Многие древние исторические памятники были уничтожены. Поэтому современная африканская историческая наука начинаеи с пустого места (за исключением Египта и Эфиопии). Так ли было на самом деле то, что до появления англичан,португальцев и французов, в Африке были только дикие племена. (кстати западные ученые постоянно пытаются и россиянам внушить, что история древней Руси началась с появлением варягов (норманнов, англо-саксонцев со Скандинавии, а до появления их русичи не имели никакой цивилизации и государства).

Так ли это было, я кратко раскажу в этой статье. Начну с некоторых невыясненных фактах.

Металлургия железа появилась в Африке значительно раньше, чем на территории Европы. В Африке железо выплавляли еще в 1-м тыс.днэ. Древние государства Востока привозили железо из Африки и это железо было значительно качественнее, чем в странах Древнего Востока (Египте, Палестине, Вавилонии и Индии). Даже Римская империя привозила железо и золото из Западной Африки (эти страны назывались странами Золотого Берега). А древние египтяне называли страны Африки страной Офир, откуда привозились многие редкие товары.

В Африке существовало много древних государств, которые очень плохо изучены из за деятельности стран-колонизаторов.

А теперь расскажу свою точку зрения на древнюю историю Африки (которая коренным образом не будет совпадать с официальной исторической наукой).

17 млн.лет днэ материка Африка еще не было, на месте Африки были небольшие острова (особенно в восточной его части). Крупнейшим на Земле материком была Лемурия и населели ее первые люди (их можно назвать лемурийцами или асурами) и у них была очень развитая цивилизации.

4 млн.лет днэ – в то время материк Лемурия стал уходить на дно Индийского океана, а материк Африка (его восточная часть) стал подниматься над из вод Мирового океана. Часть асуров с Лемурии стала переселяться с Лемурии в Восточную Африку. Они в последствии стали пигмеями, бушменами, готтентотами, хадза, сандаве.

1 млн.лет днэ – от материка Лемурия остался один остров – Магадаскар. Африканский материк еще более сильно поднялся над уровнем океана.

Примерно 800 тыс.лет днэ материк Лемурия полностью исчез на дне Индийского океана, а в Атлантике появился большой материк Атлантида и цивилизацией Атлантов. Кто первым стал использовать природные ископаемые Африки (железо, цветные металлы, золото и серебро) неизвестно. Это могли быть потомки асуров, но могли быть и атланты. Их цивилизации тоже требовалось много железа, цветных металов и золота. Ведь именно цивилизация атлантов начала уводить все человечество на неправильный путь развития (путь обогащения, путь захватов). Именно атланты изобрели новый статус для подчиненных людей – рабство. Именно в это время началось поклонение человека новому фетишу (богу) – деньгам, роскоши, золоту.

Примерно к 79 тыс.лет днэ. материк Атлантида постигла участь древней Лемурии – материк ушел под воды Атлантики, от него остался лишь остров Посейдонис, где жили поздние атланты. Часть атлантов тоже стали переселяться на территорию Африки. Материк Африки в основном приобрел современный вид, но территория Сахары еще была под водой.

Примерно в 9500 году днэ остров Посейдонис полностью ушел по воды Атлантики. Часть потомков атлантов поселилась на севере Африки (племена оранской и себилькой археологической культуры). На остальной территории жили племена пигмеев и койсанцев (это потомки деградированных асуров). Вполне вероятно, что и в эти времена цивилизация африканских металлургов в Южной Африке (территория Замбии и Зимбабве)продолжала существовать, ведь железо и золото требовалось новым цивилизациям Древнего Востока (Египта и Палестины, Иерихонскому государству).

Примерно к 9000 году днэ Африка была такой же как и сейчас, только Сахара была не пустыней, влажными субтропиками и жили там потомки атлантов (племена оранской и себильской культуры). Южнее Сахары (на стыке северных племен и южных племен пигмеев и койсанцев) начинают складываться негроидные народы.

Примерно к 5700 году днэ на севере Африки склаывается новая группа народов – сахарские народы (это племена капсийской археологической культуры). Возможно и в это время в южной Африке продолжала существовать металлургия железа и других металлов. Ведь новые государства Ближнего Востока продолжали развиваться. Еще возможно, что на основе африканской металлургии асуры (не те которые деградировали, а те которые продолжали развиваться в направлении покорения космоса – они жили в Тибете, материке Му) и атланты (которые тоже стремились в космос) строились первые космические корабли.

К концу 4-тыс днэ Сахара становится все более засушливым регионом, сахарские народы все более уходят на юг от Сахары,их место занимают ливийские племена (будущие берберы). Из за давления сахацев негроидные народы тоже начинают движение на юг и начинают теснить пигмеев центра Африки. Я думаю, что и в этот период металлургия юга Африки развивалась для поздних асуров и поздних атлантов (для освоения космоса), а также для быстро растущих государств Древнего Востока (Египта, Ближнего Востока, Шумера, Северной Индии). В это время начинают появляться мелкие государства в Европе (Крит, Греция).

К 1100 г.днэ в Африке сложилась новая группа народов – банту, они сначала жили на территории современного Камеруна и Нигерии, с этой территории они начали активное движение на юг Африки, вытесняя и уничтожая пигмеев и койсанцев. В это же время на северном побережье Африки появляется новый народ – гараманты (это бывшие жители Древней Греции, вытесненные оттуда греками-дорийцами). По моему мнению в это время металлургия железа на юге Африки стала развиваться слабее, так как асуры уже смогли к этому времени покорить космос и уже не нуждались в продукции африканских металлургов, атланты возможно тоже стали брать меньше железа и цветных металлов, так как в странах Древнего Востока была освоена металлургия железа.

К началу нашей эры народы банту уже достигли территории Замбии, где металлургия к этому времени пришла в упадок, цивилизация металлургов почти исчезла, а банту не владели этим ремеслом. Одновременно с этим в Восточной Африке было открыто много новых месторождений железа, цветных металлов и золота, там начала развиваться металлургия. Возможно это развитие произошло из за появления там гарамантов (ведь они хорошо владели навыками металлургов). Именно с этого времени римские купцы (через Сахару) стали бывать в Западной Африке и покупать там железо, цветные металлы и золото.

Вопрос появления самых ранних государств в Африке (не считая Египта, Судана, Эфиопии и побережья Средиземного моря) является самым непонятным в изучении истории Африки. Не могло быть развитой мкталлургии без цивилизации (без государства). Но возможен и такой вариант, что металлурги юга Африки существовали как часть цивилизации поздних асуров и атлантов. А после того, как асурам и атлантам стали ненужными услуги металлургов (они уже стали космическими цивилизациями), металлургия юга Африки прекратила существование, хотя там еще в конце 17 века существовало государство Мопомотале, которое исчезло в конце 17 века по причине появления там новых племен, не знающих металлургии (именно племена разви уничтожили это государство).

По данным современной исторической науки первое государство (южнее Сахары) появилось на территории Мали в 3 веке – это было государство Гана. Древняя Гана торговала золотом и металлами даже с Римской империей и Византией. Возможно это государство возникло значительно раньше, но за время существования там колониальных властей Англии и Франции все сведения о Гане пропали (колонизаторам не хотелось признавать что Гана значительно древнее Англии и Франции). Под влиянием Ганы в Западной Африки появились позднее другие государства – Мали, Сонгаи, Канем, Текрур, Хауса, Ифе, Кано и другие государства Западной Африки.

Другим очагом появления государств в Африке являются окрестности озера Виктория (территория современных Уганды, Руанды, Бурунди). Первое государство там появилоь примерно в 11 веке – это было государство Китара. По моему мнени госурарство Китара было создано переселенцами с территории современного Судана – нилотскими племенами, которых с их территории вытесняли арабские поселенцы. Позднее там появились другие государства – Буганда, Руанда, Анколе.

Примерно в это же время (согласно научной истории) – в 11-м веке, на юге Африки появилось государство Мопомотале, которое исчезнет в конце 17 века (будет уничтожено дикими племенами). Я считаю, что Мопомотале начало существование значительно раньше, и жители этого государства являются потомками самых древних металлургов мира, которые имели связи еще с асурами и атлантами.

Примерно в середине 12 века появилось первое государство в центре Африки – Ндонго (это территория на севере современной Анголы). Позднее в центре Африки появились другие государства – Конго, Матамба, Мвата и Балуба. В процесс развития государственности в Африке начиная с 15 века начали вмешиваться колониальные государства Европы – Португалия, Нидерданды, Бельгия, Англия, Франция и Германия. Если сначала их интересовало золото, серебро и драгоценные камни, то позднее главным товаром стали рабы (и эти занимались страны, которые официально отвергали существование рабства). Рабов тысячами вывозили на плантации Америки. Только значительно позднее в конце 19 века, колонизаторов стали привлекать природные ископаемые на территории Африки. И именно по этой причине в Африке появились обширные колониальные территории. Колонии в Африке прервали развитие народов Африки, исказили всю ее историю. До сих пор значительных археологических исследований в Африке не проводится (сами африканские страны бедны, а Англии и Франции правдивая история Африки не нужна, также как и в России, в России тоже хороших исследований по древней истории Руси не проводится, деньги уходят на покупку замков и яхт в Европе, тотальная коррупция лишает науку реальных исследований).

Древняя история Африки (и России) таит еще много загадок.

Сохранено

"/>

К нига известного немецкого (ГДР) историка Т. Бюттнер посвящена истории Африки с древнейших времен до территориального раздела континента между империалистическими державами. Написанная с марксистских позиций и с использованием трудов прогрессивных зарубежных ученых, эта работа разоблачает расистские и колониально-апологетические концепции буржуазной историографии.

ВВЕДЕНИЕ

«Африка сама напишет свою историю, славную и почетную для всего континента, от севера до юга», - сказал незабвенный Патрис Лумумба незадолго до того, как он был убит в 1961 г. И действительно, сейчас Африка

с присущим ей революционным энтузиазмом оживляет важнейшие исторические традиции и восстанавливает культурные ценности. При этом ей приходится непрестанно преодолевать барьеры, которые воздвигли и тщательно оберегали колониалисты, чтобы отгородить африканцев от истины. Наследие империализма глубоко проникает в самые различные области жизни. Его идеологическое воздействие на сознание народов Тропической Африки было и остается не менее важным фактором, чем унаследованные от колониализма экономическая и социальная отсталость, нищета, униженное положение и зависимость от иностранных монополий.

Ныне, однако, народы Африки решительно срывают с себя цепи, которыми их связывали колониалисты. В 50-х и начале 60-х годов большинство народов Африки, находившихся под игом империализма, достигли политической независимости. Это явилось важной вехой на трудном пути их борьбы против империализма, за национальный суверенитет и социальный прогресс. Постепенно они приходят к пониманию того, что их борьба составляет часть мирового революционного, процесса, в котором главная роль принадлежит социалистическому содружеству государств во главе с Советским Союзом. Африканские народы прилагают огромные усилия, чтобы укрепить завоеванную политическую независимость и дать отпор многочисленным проискам неоимпериалистов. Перед ними стоят такие сложные задачи, как глубокие социальные и экономические преобразования, демократические аграрные реформы, ликвидация преобладания иностранных монополий, создание самостоятельной национальной экономики. Однако на нынешнем этапе не менее актуальна задача возрождения национальной культуры, частично уничтоженной или приниженной колониальными державами, и восстановления в памяти народной исторических традиций и славны деяний прошлого.

Изучение истории африканских народов получило новое направление. Чтобы успешно бороться против империализма, надо не только знать о славных подвигах борцов против колониализма, но и представлять себе замечательную историю государственных образований доколониального периода. Исследователям удалось почти повсеместно сорвать окутывавший ее флер романтики и мистики, и теперь они стремятся выявить важнейшие прогрессивные и революционные традиции, столь важные для современной национально-освободительной революции. Прогрессивная африканская историография сможет выполнить эту трудную задачу только при поддержке марксистов и других сил во всем мире, борющихся против империализма. Их объединяет общее стремление свергнуть, иго империалистов и неоколониалистов, устранить насаждаемую ими дискриминацию и, конечно, опровергнуть реакционные буржуазные теории истории Африки, представляющие собой апологию колониализма.

К каким только измышлениям не прибегали капиталисты, чтобы оправдать ограбление колоний! Через множество печатных трудов красной нитью проходит мысль, что до прихода колониальных господ африканцы были полностью или почти полностью лишены способности к общественному прогрессу. Эта идея разрабатывалась на все лады и усиленно распространялась. Всего лишь 30 лет назад один колониальный чиновник назвал африканцев «дикарями, которых миновала история». Нет числа высказываниям, относящим народы Африки к «неисторическим» и даже низводящим их до «уровня диких животных». История Африки изображалась в виде постоянных приливов извне и отливов «волн высшей цивилизации», которые в известной мере способствовали развитию африканского населения, обреченного на застой. Европейские колонизаторы приписывали «динамическим, созидательным, культурным импульсам, поступающим со стороны», продолжительное рациональное воздействие, ибо «древнеафриканская культура лишена присущего западной цивилизации фаустианского стремления к вечной жизни, исследованию и открытиям»

По сути дела, история народов Африки к югу от Сахары сводилась к системе чуждых культурных напластований. Для вящей убедительности империалисты изображались «высшими культуртрегерами». Продолжая фальсификацию истории Африки, апологеты колониализма оценивали безжалостное колониальное ограбление африканцев как благодеяние, особенно благотворное для их культуры и якобы открывшее им путь от стагнации к современному прогрессу. Совершенно очевидно, какие политические и социальные функции призваны выполнять подобные теории: они предназначены замаскировать истинную сущность и масштабы колониального угнетения и тем самым лишить антиколониальное и национально-освободительное движение его антиимпериалистической направленности.

Глава I

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АФРИКА КОЛЫБЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙШЕЙ И ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

По-видимому, первые на земле люди появились на Африканском континенте, поэтому он занимает совершенно особое месте в изучении всей истории человечества, и истории древнейших и древних периодов нашей цивилизации в частности. Открытия последних лет в Южной и Юго-Восточной Африке (Стеркфонтейн Таунг, Брокен-Хилл, Флорисбад, Кейп-Флэтс и т. д.), в Сахаре особенно же в Восточной Африке показали, что прошлое человечества исчисляется миллионами лет. В 1924 г. Р. А. Дарт нашел в Южной Африке остатки австралопитеков (человекообезьян), чей возраст насчитывает примерно миллион лет. Но проф. Л. Лики, впоследствии его сын и жена после продолжительных и трудный раскопок на территории Кении и Танзании - в ущелье Олдувай к югу от озера Виктория, и в районе Кооби-Фора и Илерет (1968), а также погребения Лаэтвлил в Серенгети (1976) - нашли костные остатки, возраст которых оценивается уже от 1,8 до 2,6 миллиона, а в Лаэтвлиле - даже в 3,7 миллиона лет.

Установлено, что только на Африканском континенте обнаружены костные остатки, представляющие все ступени развития человека, чем, очевидно, подтверждается на основе новейших ан тропологических и палеонтологических данных эволюционное учение Дарвина, который считал Африку «прародиной человечества». В Олдувайском ущелье в Восточной Африке мы находим остатки представителей всех этапов эволюции, предшествовавших возникновению Ното sapiens. Они эволюционировали (частью параллельно и не всегда получая дальнейшее развитие) от австралопитека к Ното habilis, а затем к последнему звену эволюционной цепочки - неоантропу. Пример Восточной Африки доказывает, что формирование Ното sapiens могло происходить самыми различными путями и что далеко не все они изучены.

Климатические изменения, наступившие в четвертичном периоде и длившиеся больше миллиона лет, особенно три больших плювиальных (влажных) периода, оказали большое влияние на Африку и превратили области, ныне являющиеся пустынями, в саванны, где с успехом охотились доисторические люди. Связанные с плювиалами смещения и изменения уровня вод могут быть использованы в числе других методов для датировки первобытных находок. Уже среди археологических материалов, относящихся к первым плювиальным периодам, наряду с костными остатками прачеловека найдены первые каменные, вернее, галечные орудия труда. На территории Европы подобные им изделия появились значительно позднее - только во время межледниковых периодов.

Находки древнейших галечных и каменных орудий олдувайской и стелленбошской культур, равно как и датируемых началом верхнего палеолита (около 50 тысяч лет назад) многочисленных остатков толстых и тонких обработанных нуклеусов и рубил с черенком, обнаруженных теперь уже во многих районах Магриба (атер, капсий), Сахары, Южной Африки (фаурсмит), Восточной Африки и бассейна Конго (Заир), свидетельствуют о развитии и успехах ранне- и позднепалеолитических людей на африканской земле

Огромное количество усовершенствованных каменных орудий и наскальных изображений, относящихся к мезолиту (среднему каменному веку), говорит о значительном росте населения и высоком уровне доисторической культуры в определенных областях Африки начиная с X тысячелетия до н. э. Культуры лупембе и читоле в бассейне Конго, а также мезолитические центры в Северо-Восточной Анголе, в некоторых районах Уганды, Замбии, Зимбабве и на северном побережье Гвинейского залива представляют важный этап дальнейшего прогресса культуры. Люди лупембской культуры умели делать долота и полые предметы, остроконечники со сбитой спинкой и каменные листовидные наконечники для копий и орудий типа кинжала, которые выдерживают сравнение с лучшими каменными наконечниками, найденными на территории Европы.

Бытует заблуждение, что до прихода европейских колонистов в Африке жили одни дикари в набедренных повязках, которые не имели ни цивилизации, ни государств. В разные времена там существовали сильные государственные образования, которые своим уровнем развития порой превосходили страны средневековой Европы.

Сегодня о них известно немного - колонизаторы грубо разрушили все зачатки самостоятельной, уникальной политической культуры чернокожих народов, навязали им свои порядки и не оставили никаких шансов на самостоятельное развитие.

Традиции погибли. Хаос и нищета, которые сейчас ассоциируются с черной Африкой, возникли на зеленом континенте не из-за насилия европейцев. Поэтому древние традиции государств черной Африки сегодня известны нам только благодаря историкам и археологам, а также эпосу местных народов.

Три золотоносные империи

Уже в XIII веке до н.э. финикийцы (тогдашние хозяева Средиземноморья) вели торговлю железом и экзотическими товарами, вроде бивней слонов и носорогов с племенами, которые жили на территориях современных Мали, Мавритании и региона большой Гвинеи.

Неизвестно, имелись ли в это время полноценные государства в этом регионе. Однако можно с уверенностью сказать, что к началу нашей эры на территории Мали были государственные образования, и сложился первый безусловный региональный доминант - империя Гана, которая вошла в легенды других народов как сказочная страна Вагаду.

Нельзя сказать ничего конкретного об этой державе, кроме того, что это было сильное государство со всеми необходимыми атрибутами - все, что мы знаем о той эпохе, мы знаем из археологических находок. Человек, владеющий письмом, впервые побывал в этой стране в 970 году.

Это был арабский путешественник Ибн Хаукала. Он описал Гану как богатейшую страну, тонущую в золоте. В XI веке берберы разрушили это, возможно, тысячелетнее государство, оно распалось на множество мелких княжеств.

Новым доминатом региона вскоре стала империя Мали, которой правил тот самый манса Муса, который считается самым богатым человеком в истории. Он создал не только сильное и богатое, но и высококультурное государство - в конце XIII века в медресе Томбукту складывается сильная школа исламского богословия и науки. Но империя Мали просуществовала недолго - примерно с начала XIII в. по начало XV в. Ее сменило новое государство - Сонгай. Он стал последней империей региона.

Сонгай не был так богат и силен как его предшественники, великие золотоносные Мали и Гана, которые обеспечивали золотом половину Старого Света, и куда больше зависел от арабского Магриба. Но, тем не менее, был продолжателем той полуторатысячелетней традиции, которая ставит эти три государства в один ряд.

В 1591 марокканская армия после продолжительной войны окончательно уничтожила армию Сонгая, а вместе с ней и единство территорий. Страна распадается на множество мелких княжеств, ни одно из которых не смогло вновь объединить весь регион.

Восточная Африка: колыбель христианства

Древние египтяне мечтали о полулегендарной стране Пунт, которая находилась где-то на территории Африканского рога. Пунт считался прародиной богов и египетских королевских династий. В понимании египтян эта страна, которая, судя по всему, на самом деле существовала и торговала с поздним Египтом, представлялась чем-то вроде Эдема на земле. Но о Пунте известно мало.

Гораздо больше мы знаем о 2500-летней истории Эфиопии. В VIII веке до н.э. на Африканском роге поселились сабеи - выходцы из стран южной Аравии. Царица савская - именно их правительница. Они создали царство Аксум и распространили порядки высоко цивилизованного общества.

Сабеи были знакомы и с греческой, и месопотамской культурой, владели очень развитой письменностью, на основе которой появилось аксумское письмо. Этот семитский народ распространяется по эфиопскому плато и ассимилирует жителей, принадлежащих к негроидной расе.

В самом начале нашей эры появляется очень сильное Аксумское царство. В 330-х годах Аксум принимает христианство и становится третьей древнейшей христианской страной, после Армении и Римской империи.

Это государство просуществовало более тысячи лет - до XII века, когда распалось из-за острого противостояния с мусульманами. Но уже в XIV веке христианская традиция Аксума возрождается, но уже под новым именем - Эфиопия.

Южная Африка: малоизученные, но древние традиции

Государства - именно государства со всеми атрибутами, а не племена и вождества, в южной Африки существовали, и их было много. Но они не имели письменности, не возводили монументальных построек, поэтому мы о них почти ничего не знаем.

Возможно, в джунглях Конго исследователей ждут сокрытые дворцы забытых императоров. Доподлинно известно лишь о нескольких очагах политической культуры в Африке южнее Гвинейского залива и Африканского рога, которые существовали в Средние века.

В конце I тысячелетия в Зимбабве складывается сильное государство Мономотапа, которое пришло в упадок к XVI в. Еще одним центром активного развития политических институтов было атлантическое побережье Конго, где в XIII веке складывается империя Конго.

В XV веке ее правители принимают христианство и подчиняются португальской короне. В таком виде эта христианская империя просуществовала до 1914 года, когда было ликвидировано португальскими колониальными властями.

На берегах великих озер, на территории Уганды и Конго в XII-XVI веках существовала империя Китара-Уньоро, о которой мы знаем из эпоса местных народов и небольшого количества археологических находок. В XVI-XIX веках. в современной ДР Конго существовали две империи Лунда и Луба.

Наконец, в начале XIX века, на территории современной ЮАР возникает государство племен зулу. Его вождь Чака реформировал все социальные институты этого народа и создал поистине эффективную армию, которая в 1870-х годах попортила очень много крови британским колонистам. Но, к сожалению, не смогла противопоставить ничего ружьям и пушкам белых.

Loading...Loading...