Термический способ переноса изображения. Сублимационная печать: особенности технологии. Кратко о сублимационной печати

Метод сублимационной печати относится к цифровым способам переноса изображения на материал. В современной полиграфии он стоит в первых рядах по производительности, так как позволяет в короткие сроки получать оттиски практически на любых поверхностях и при этом гарантирует отменное качество.

Кратко о сублимационной печати

Суть метода состоит в переносе краски на запечатываемый материал путем ее сильного нагревания. Во время технологического процесса температура чернил достигает 180-200 °C, вследствие чего они начинают быстро испаряться и в газообразном виде проникать в структуру обрабатываемого изделия. Сублимационная печать - непрямой вид печати, так как перенос красящего вещества происходит через промежуточный носитель. В основном в качестве такового используется бумага. Термоперенос сублимационной краски на запечатываемую поверхность происходит под воздействием давления пресса.

Область применения

Как правило, данный способ получения оттисков применяется для размещения рекламы и декоративного оформления сувенирных изделий. В качестве носителей отпечатанного изображения могут выступать:

  • Домашний текстиль.
  • Предметы одежды.
  • Посуда.
  • Пазлы.
  • Плакаты, баннеры и стенды.

Благодаря тому, что сублимационная печать отличается высоким качеством, особую популярность она получила в области рекламы. Данный способ переноса краски позволяет довольно быстро изготавливать большие тиражи продукции, при этом сохраняя насыщенность и яркость оттисков.

Что касается сувенирных изделий, то они пользуются неменьшим спросом. Стоит лишь отметить, что наиболее распространена печать сублимационным способом на плоских тканевых материалах. Это обусловлено тем, что для объемных изделий требуется приобретение дополнительного оборудования. Например, сублимационная печать на кружках выполняется в термопрессе округлой формы.

Печать сублимационным методом: за и против

Не говоря уже обо всех положительных сторонах цифровой печати, метод сублимации можно назвать заслуженным лидером в области современной полиграфии. В первую очередь, он позволяет сделать технологический процесс максимально рентабельным. Во-вторых, он дает возможность потребителю получить продукцию, обладающую такими преимуществами, как:

  • Стойкость к истиранию и воздействию УФ-лучей.
  • Высокое качество изображений.
  • Термостойкость.

Сублимационная печать обладает еще одной положительной особенностью: она позволяет свободно регулировать объемы тиража. С ее помощью можно изготовить как одну единицу продукции, так и несколько тысяч.

Недостатков у сублимационного метода всего два. Во-первых, печать должна происходить только на материалах белого цвета. Это необходимо для точности цветопередачи. Ко второму недостатку можно отнести то, что краска хорошо закрепляется только на синтетических волокнах.

Сублимационное оборудование: принтеры и термопрессы

Для термопереноса краски на промежуточный носитель используется принтер для сублимационной печати. Его выбирают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к конечной продукции. Характеристики сублимационного принтера должны соответствовать трем параметрам:

  • Типу изображений, которые будут печататься (растровые или штриховые).
  • Предполагаемым тиражам продукции.
  • Желаемому формату отпечатываемых листов бумаги.

Перенос изображения на промежуточный материал может производиться абсолютно любым способом: струйным, офсетным, тампонным и т.д. Однако стоит учитывать, что краску нельзя подвергать нагреву до ее взаимодействия с конечным изделием. Поэтому термоструйный принтер для сублимационной печати не используется. Как правило, отдается предпочтение пьезоэлектрическим моделям.

Полученный на бумаге оттиск переносится на изделие при помощи термопресса. Существуют конструкции со стационарными и каландровыми прижимами. Выбор той или иной технологии должен обосновываться особенностями изготавливаемых тиражей. Для выпуска широкоформатной рекламы на баннерах и плакатах используются каландровые термопрессы. Если же печать ограничивается малотиражным изготовлением сувенирных изделий, то отдается предпочтение стационарным моделям.

Материалы для печати сублимационным способом

Технология сублимационной печати позволяет переносить краску практически на любые поверхности. В качестве материала-основы может использоваться ткань, дерево, пластик, стекло, керамика и даже металл. Однако главная особенность процесса состоит в том, что сублимационная краска адгезирует только с полимерными соединениями. Поэтому перед нанесением изображения материал обязательно покрывается специальным лаком на акриловой основе. Если же печать производится на ткани, то она должна не менее чем на 60 % состоять из синтетических волокон. Самые качественные оттиски получаются на чистом полимерном текстиле, полностью изготовленном из полиэфира или полиэстера.

По сравнению с классическими способами переноса краски сублимационная печать - это просто вершина современности. Она не ограничивает пользователя ни в объеме тиража, ни в материалах, ни даже в форме изготавливаемых изделий.

Необходимо определиться с текстом и видом Вашей «рекламы», ведь цена на сувенирную продукцию во многом зависит от типа печати, тиража продукции, основного носителя.


Шелкография и темпопечать подходит для печати крупного тиража (свыше 1000 шт.), нанесения одинакового рисунка на кружки или футболки. Если использовать эти технологии на тираж 50 шт, то стоимость одной единицы продукции будет слишком высокой. Для выпуска единичной сувенирной продукции и продукции небольшого тиража мы советуем использовать термоперенос.


Термоперенос - это термический способ переноса изображения. Эта технология, которая получила большое развитие в последнее время, позволяет наносить изображение практически на любую поверхность: на тканевую основу, кожаную, на изделия из глины и фарфора. На сегодняшний день эта технология является наиболее доступной и простой. Кроме того, стоимость изготовления сувенирной продукции по данной технологии является доступной в денежном эквиваленте.


Для нанесения разноцветного изображения необходимо повторить процедуру столько раз, сколько используется в макете цветов. Плоттер подключают к компьютеру, и он распознает изображение, готовое к нанесению. Затем плоттер режет изображение на материале-основе по заданным в компьютере линиям. Материалом-основой служит пленка, состоящая из двух слоев: основы из полимера и непосредственно термопленки. Плоттер прорезает только толщину термопленки, что позволяет изображению не отрываться от основы, а быть «в сборе» вплоть до термического переноса изображения.


Технология термопереноса:


1. Макет изображения может быть создан в любой программе;


2. Необходимое изображение из компьютера передается на плоттер, который вырезает макет на материале-основе.


3. Затем отделяются и снимаются лишние участки пленки;


4. В результате обработки и очистки получаем готовый трансфер;


5. Трансфер (трафарет) накладывается на ткань и прогревается в термопрессе;


6. Изображение остается на ткани, а подложка удаляется.


Основные преимущества термопереноса:


  • После термопереноса изображение нельзя отделить от ткани.

  • Изображение термоустойчиво: не смывается при стирке до 80 С.

  • Термопереносу подвластны и единичные тиражи, и тысячные заказы.

  • Четкое качество изображения на ткани достигается благодаря высокой точности резки.

  • Время, которое затрачивается на 1 сеанс термопереноса, занимает всего 8 секунд. Весь процесс резки и размещения макета на ткани занимает около минуты.

Две технологии применимы при процессе термопереноса:


1. The Magic Touch (волшебное прикосновение) – печать на специальной бумага с помощью лазерного принтера. Затем с бумажной основы изображение передают на материал-основу с помощью термопереноса.


2. Второй технологией является также печать на спецбумаге с помощью струйного принтера, но с использованием сублимационных чернил. Затем также идет процесс термопереноса.


Термоперенос считается наилучшей методикой современности. Хотя в последнее время разрабатываются альтернативные технологии, но они являются более дорогостоящими. Термоперенос позволяет получать надежные и долговечные изображения высокого качества.

Закрепление состоит в переводе порошка в состояние вязкой жидкости, образующей при затвердевании пленку, имеющую хорошее сцепление с бумагой. Сделать это можно несколькими способами.

    Растворение порошка в парах растворителей (ацетона, четыреххлористого углерода, уайт-спирита), испаряющихся с пропитанных растворителем пористых подушек, находящихся в узких наклонных кюветах. Полимер тонера поглощает растворитель, набухает и, растекаясь, образует жидкую пленку. Теряя растворитель на воздухе, пленка быстро высыхает. Время нахождения копии в парах - 3-10 с. Дольше выдерживать не стоит из-за растекания тонера и искажения штрихов.

    Получается изображение с хорошими репродукционными характеристиками. Когда-то этот способ был широко распространен, но сейчас на практике не применяется, так как органические растворители опасны для здоровья операторов.

    Расплавление смолы, входящей в тонер, с образованием пленки. Этот процесс лежит в основе термических методов закрепления. Самый известный из них - термосиловой (термомеханический) метод. В некоторых инженерных копировальных аппаратах используют бесконтактное термическое закрепление.

Бесконтактное термическое закрепление изображения

Закрепление изображения может производиться с помощью потока теплового ИК-излучения.

Примером служит батарея из нескольких трубчатых тепловых излучателей (рис. 3.3
). Излучатели - кварцевые трубки с размещенной внутри нихромовой спиралью. На рис. 3.3
показана трубка диаметром 10 мм, толщиной стенки 1 мм, нихромовой спиралью мощностью 600 Вт. Длина трубки превышает ширину закрепляемого изображения на удвоенный размер зоны резкого возрастания величины теплового потока. Интенсивность теплового излучения равномерна вдоль оси лампы только в ее средней части. По краям, на расстоянии около 20 мм, поток сильно изменяется. Эти зоны неравномерного нагрева должны находиться за пределами копии. Мощность лампы можно регулировать, изменяя подаваемое на нее напряжение. На рис. 3.3,б
представлена система из двух ламп с отражателем из полированного алюминия 1. Расстояние между лампами a изменяется в зависимости от скорости движения копии. При скорости движения бумаги 2,2 м/мин (7 копий А4 в минуту) a = 40 мм, расстояние до отражателя h 1 = 5 мм, а расстояние от ламп до копии h = 5-8 мм.

Нагрев копии определяется способностью тонерного изображения и бумаги поглощать инфракрасное (тепловое) излучение. Если источником излучения служит импульсная ксеноновая лампа или лампа накаливания с мощным ИК-излучением, мало поглощаемым бумагой (10-15%), то происходит в основном нагрев частиц тонера. Черный тонер поглощает ИК-излучение практически полностью и быстро разогревается до температуры около 160°С. Такое излучение не вызывает тепловой деформации бумаги, так как ею почти не поглощается, что снижает опасность ее застревания в аппарате.

Термосиловой метод закрепления

При термосиловом закреплении копия с тонерным (порошковым) изображением проходит между двумя разогретыми валиками, прижатыми друг к другу (рис. 3.4
). Валики выполняют различные функции.

Прижимной валик 1 прижимает копию лицевой стороной к нагревательному валику (его часто называют фьюзерным) 2. За счет упругой деформации прижимного валика происходят прижим копии под давлением 0,3-0,6 кг/см 2 и изгибание бумаги в зоне контакта в сторону нагревательного валика, что увеличивает площадь контакта.

Нагревательный валик разогревает порошковое изображение до 140-180°С. Тонер оплавляется, и полученная пленка прижимается к бумаге. Время закрепления - 1-2 с.

Фьюзерный валик - полая металлическая (например, стальная) трубка, покрытая слоем тефлона толщиной 40-200 мкм. Этот слой играет роль антипригарного покрытия. Внутри цилиндра размещен нагревательный элемент - галогенная лампа накаливания в форме длинной трубки. Длина трубки превышает ширину максимально допустимого в данном аппарате формата (например, А4) на 30 см с учетом неравномерности нагрева по краям валика.

Прижимной валик - алюминиевый цилиндр, покрытый 10-миллиметровым слоем термостойкой резины, имеющий диаметр и длину одинаковые с фьюзерным валиком.

Копия проходит через закрепляющее устройство (рис. 3.5
), обращенная тонерным изображением в сторону фьюзерного валика, и прижимается к нему вторым валиком. Так как часть тонера может налипнуть на фьюзерный валик, несмотря на исключительно низкие адгезионные свойства тефлона, предусмотрена смазка валика фьюзерным маслом (антипригарной жидкостью). Для этой цели служит специальный узел смазки. Кроме того, в устройстве есть механизм отделения бумаги от валика.

Чтобы обеспечить оплавление порошка, но не допустить вредного перегрева копии, устройство термосилового закрепления снабжено датчиком температуры и термопредохранителем для аварийного отключения нагревательного валика.

Расчет процесса закрепления изображения

Изображение, поступающее в устройство термозакрепления, состоит из частиц тонера, которые должны быть нагреты до температуры, достаточной для закрепления. Для расчета процесса В.Х.Сасом предложена следующая модель.

Представим изображение в виде отдельно лежащих частиц тонера, имеющих форму шариков. Это дает возможность представить закрепление как процесс нагрева отдельной частицы тонера до температуры закрепления. Шарик контактирует с воздухом и бумагой. Примем, что температура воздуха в закрепляющем устройстве вблизи копии равна температуре бумаги. Нагрев проводится излучателями, размещенными по обе стороны копии, и их излучение одинаково.

В основу расчета положены дифференциальные уравнения теплового баланса для частицы тонера и единицы площади бумаги. Уравниваются мощность поглощенной тепловой энергии, с одной стороны, и нагревание частицы и рассеяние поглощенного тепла в окружающее пространство, с другой стороны. Уравнение теплового баланса для частицы тонера выглядит так:

где q - удельная мощность теплового потока, подаваемого закрепляемому изображению со стороны тонерного изображения, Вт/м 2 ;

A т - коэффициент поглощения излучения тонером;

S - площадь проекции частицы тонера, S = πd2/4, м 2 , где d - диаметр частицы, м;

t - время нагревания. с;

Масса частицы тонера г;

γ - удельная масса тонера, г/м 3 ;

с т - удельная массовая теплоемкость материала тонера, Дж/(г×град);

S 1 - площадь поверхности частицы м 2 ;

T - температура, до которой нагрета частица, К;

T" в - температура воздуха вблизи частицы, К;

α - коэффициент теплоотдачи, Вт×м -2 ×град -1 ; α = 2λ/d, где

λ - коэффициент теплопроводности воздуха, Вт×м -1 ×град -1 .

Скорость воздуха относительно частиц тонера принята за нуль. Температура воздуха вблизи изображения равна температуре бумаги Т б.

Температуру бумаги получают, решив дифференциальное уравнение теплового баланса для бумаги, отнесенного к единице ее площади. Градиент температуры по толщине бумаги принят за нуль.

Коэффициент поглощения излучения бумагой равен А б, а если облучение идет с двух сторон, то суммарный коэффициент, К = 2А б.

Уравнение теплового баланса представлено следующей формулой:

где γ б - масса единицы площади бумаги, г/м 2 ;

c б - удельная массовая теплоемкость бумаги; Дж/(г×град);

T B - температура воздуха в закрепляющем устройстве, К.

В результате решения этого уравнения получено выражение

где

T 0 - начальная температура бумаги.

Величина Dt в реальных условиях мала, и поэтому при разложении в степенной ряд ограничиваются первыми двумя членами ряда. Получим выражение для температуры бумаги

Это выражение подставим в уравнение теплового баланса .

Решив уравнение , получим уравнение процесса термического закрепления (для t ≥ 0,05 с):

При закреплении изображения рассматриваемым способом частицы различных размеров нагреваются до разных температур. Чем меньше размер частицы, тем ниже ее температура. Процесс закрепления практически реализуется, если все элементы изображения достигнут температуры плавления тонера. Необходимую для этого температуру назовем T 3 (температура закрепления). Однако при этом никакой произвольно выбранный элемент изображения не должен нагреваться до температуры T i , превышающей предельно допустимую температуру Т пр, иначе копия будет повреждена. Это условие можно записать так:

Время закрепления определяется по плавлению частиц наименьших размеров. Для этих частиц величина M имеет наименьшее значение: M = M min .

Минимально допустимое время закрепления при заданной удельной мощности нагревательного устройства q получают из формулы , заменив T на T 3 , M на M min , t на t 3 , и решив уравнение относительно времени закрепления t 3:

Минимально возможное время закрепления получим, повысив мощность нагревательного устройства до критической величины q k . Это наибольшая величина q, при которой соблюдается условие , то есть нет опасности повреждения копии из-за перегревания.

Из формулы видно, что помимо свойств тонера (T 3 и M min) на процесс закрепления влияют удельная мощность закрепляющего устройства и свойства бумаги: теплоемкость (c б) и теплоотдача (α б, входящие в константы N и S) () Время закрепления увеличивается с возрастанием теплоемкости и уменьшением теплоотдачи бумаги.

Перенос изображения в цветных копировальных аппаратах

При получении цветных изображений производится накопление изображения, перенос его на приемную подложку и термозакрепление полноцветного изображения.

Принципиально можно представить три технологические схемы.

Второй вариант заключается в прохождении бумаги через 4 или 8 секций печати, в которых на нее последовательно печатаются 4 однокрасочных изображения с одной или с двух сторон. При этом способе скорость получения цветного изображения высока и почти не отличается от скорости черно-белого процесса. Этот способ используют в высокоскоростных копировальных аппаратах и цифровых печатных машинах. Полученная копия проходит термическое закрепление.

Основным термическим способом закрепления цветных изображений является термосиловой.

Д. ЕГОШКИН, г. Рязань
Тепловой способ переноса рисунка проводников на заготовку печатной платы [1 ] принят "на вооружение" многими радиолюбителями. С другой стороны, чем сложнее плата, тем больше желание упростить процесс ее изготовления.
Обычно для того, чтобы удовлетворительно перевести рисунок большой сложной платы, требуется несколько попыток, поскольку контролировать "на глаз" тепловой режим на значительной площади заготовки крайне трудно. Из-за многократного прогрева заготовки не исключены местные отслоения фольги.

Авторы статей [1—4 ] попытались систематизировать процесс перевода рисунка на фольгу заготовки и предложить удачные варианты процесса. Основываясь на собственном опыте "пла-тостроения", я тоже хочу предложить некоторые усовершенствования технологии переноса рисунка.
Бумага, как и предлагают указанные авторы, — тонкая, глянцевая. Заготовку платы перед переносом на нее рисунка нужно прогреть утюгом с противоположной стороны, и уже после достижения температуры, близкой к температуре плавления тонера, перевернуть, наложить бумагу с рисунком и прогреть тонер обычным способом. Прогревание заготовки способствует лучшему плавлению тонера со стороны фольги, что улучшает их сцепление при меньшем проникновении в бумагу.
В отличие от описанного в [1—4 ], бумагу я снимаю не после того, как тонер остынет, а пока еще он расплавлен (постепенно, вслед за движением утюга). При этом бумага снимается намного легче и рисунок меньше повреждается. Особенно заметны преимущества горячего съема бумаги, когда лист дважды пропущен через лазерный принтер, в этом случае желательно использовать более толстую бумагу.
Конечно, возможно несовмещение рисунков при повторной печати, но если вручную ориентировать листы в лотке принтера, второй и даже третий проходы через принтер дают практически незаметные расхождения линий. К сожалению, не все принтеры позволяют юстировать лист в подающем лотке. Так как толщина тонера в этом случае удваивается, местные стравливания проводников отсутствуют и плата не требует последующей доработки.
Давление утюга на бумагу должно быть равномерным и меньшим, чем обычно, иначе "толстые" проводники могут быть раздавлены и четкость рисунка ухудшится. Если плата двусторонняя, изготовление второй стороны производится аналогично после травления первой. На время травления второй стороны платы первую защищают лаком (краской).

Второй способ переноса рисунка на заготовку печатной платы — не тепловой, а, скорее, "мокрый". Он состоит из нескольких операций. Лист бумаги с рисунком проводников, распечатанный на лазерном принтере, подвергают воздействию ацетона, бензина или любого другого быстро испаряющегося вещества, растворяющего тонер. Наносить растворитель следует равномерно (я использую для этого распылитель от духов), в небольшом количестве, чтобы тонер не потек, а лишь слегка размягчился по всему объему. В зависимости от качества бумаги может оказаться полезным нанести тонкий слой растворителя на поверхность заготовки, чтобы его хватило только на то, чтобы дополнительно растворить поверхностный слой тонера.
Затем, пока растворитель не испарился, бумагу стороной рисунка проводников прижимают к заготовке и прикатывают фотографическим резиновым валиком. Иногда одного прохода бывает достаточно, чтобы рисунок перешел на заготовку с качеством, достаточным для травления. Но может понадобиться несколько раз прокатать бумагу и даже дождаться полного испарения растворителя. Снимать бумагу в этом случае можно, распылив на нее немного растворителя (или же применить тепловой способ после мокрого и снять бумагу, пока тонер расплавлен).
Так как в мокром способе отсутствует нагревание заготовки, для отслоения фольги нет никаких причин. Адгезия же тонера к фольге получается даже более высокой по сравнению с тепловым способом, так как растворенный тонер имеет меньшую вязкость и лучше смачивает поверхность фольги. Поэтому даже с меньшей, чем при тепловом способе, толщиной защитного слоя рисунка стравливание проводников практически отсутствует.

В качестве варианта можно, наложив лист с рисунком проводников на заготовку, на тыльную сторону листа нанести тонкий слой клея "Момент". На клей нужно положить еще один лист бумаги и прикатать к фольге фотоваликом. Когда размягчившийся тонер прилипнет к плате, следует более тщательно прикатать бумагу валиком меньшей ширины для получения большего давления. Для этого процесса я применяю резиновый прижимной ролик от катушечного магнитофона.
Снимать бумагу с заготовки нужно до того, как клей окончательно засохнет. Качество адгезии очень хорошее, стравливания проводников не происходит. Автор отдает предпочтение именно этому варианту, так как он быстрый, надежный и позволяет после перевода рисунка травить одновременно обе стороны заготовки. Наилучшей для мокрого способа я считаю бумагу "Снегурочка ".

ЛИТЕРАТУРА
1. Черномырдин А. Тепловой способ перенесения рисунка на плату. — Радио, 2001, №9, с. 35.
2. Курилов А. Еще один способ изготовления печатной платы. — Радио, 2004, № 2, с. 37.
3. Радецкий Е. Варианты процесса перенесения рисунка проводников на плату. — Радио, 2006, № 3, с. 35.
4. Исаев А. Варианты процесса перенесения рисунка проводников на плату. — Радио, 2006, № 3, с. 35.

Тепловой способ переноса рисунка проводников на заготовку печатной платы принят "на вооружение" многими радиолюбителями. С другой стороны, чем сложнее плата, тем больше желание упростить процесс ее изготовления.

Обычно для того, чтобы удовлетворительно перевести рисунок большой сложной платы, требуется несколько попыток, поскольку контролировать "на глаз" тепловой режим на значительной площади заготовки крайне трудно. Из-за многократного прогрева заготовки не исключены местные отслоения фольги.

Бумага используется - тонкая, глянцевая. Заготовку платы перед переносом на нее рисунка нужно прогреть утюгом с противоположной стороны, и уже после достижения температуры, близкой к температуре плавления тонера, перевернуть, наложить бумагу с рисунком и прогреть тонер обычным способом. Прогревание заготовки способствует лучшему плавлению тонера со стороны фольги, что улучшает их сцепление при меньшем проникновении в бумагу.

Бумагу я снимаю не после того, как тонер остынет, а пока еще он расплавлен (постепенно, вслед за движением утюга). При этом бумага снимается намного легче и рисунок меньше повреж­дается. Особенно заметны преимущества горячего съема бумаги, когда лист дважды пропущен через лазерный принтер, в этом случае желательно использовать более толстую бумагу.

Конечно, возможно несовмещение рисунков при повторной печати, но если вручную ориентировать листы в лотке принтера, второй и даже третий проходы через принтер дают практически незаметные расхождения линий. К сожалению, не все принтеры позволяют юстировать лист в подающем лотке. Так как толщина тонера в этом случае удваивается, местные стравливания про­водников отсутствуют и плата не требует последующей доработки.

Давление утюга на бумагу должно быть равномерным и меньшим, чем обычно, иначе "толстые" проводники могут быть раздавлены и четкость рисунка ухудшится. Если плата двусторонняя, изготовление второй стороны производится аналогично после травления первой. На время травления второй стороны платы первую защищают лаком (краской).

Второй способ переноса рисунка на заготовку печатной платы - не тепловой, а, скорее, "мокрый". Он состоит из нескольких операций. Лист бумаги с рисунком проводников, распечатанный на лазерном принтере, подвергают воздействию ацетона, бензина или любого другого быстро испаряющегося вещества, растворяющего тонер. Наносить растворитель следует равномерно (я использую для этого распылитель от духов), в небольшом количестве, чтобы тонер не потек, а лишь слегка размягчился по всему объему. В зависимости от качества бумаги может оказаться полезным нанести тонкий слой растворителя на поверхность заготовки, чтобы его хватило только на то, чтобы дополнительно растворить поверхностный слой тонера.

Затем, пока растворитель не испарился, бумагу стороной рисунка проводников прижимают к заготовке и прикатывают фотографическим резиновым валиком. Иногда одного прохода бывает достаточно, чтобы рисунок перешел на заготовку с качеством, достаточным для травления. Но может понадобиться несколько раз прокатать бумагу и даже дождаться полного испарения растворителя. Снимать бумагу в этом случае можно, распылив на нее немного растворителя (или же применить тепловой способ после мокрого и снять бумагу, пока тонер расплавлен).

Так как в мокром способе отсутствует нагревание заготовки, для отслоения фольги нет никаких причин. Адгезия же тонера к фольге получается даже более высокой по сравнению с тепловым способом, так как растворенный тонер имеет меньшую вязкость и лучше смачивает поверхность фольги. Поэтому даже с меньшей, чем при тепловом способе, толщиной защитного слоя рисунка стравливание проводников практически отсутствует.

В качестве варианта можно, наложив лист с рисунком проводников на заготовку, на тыльную сторону листа нанести тонкий слой клея "Момент". На клей нужно положить еще один лист бумаги и прикатать к фольге фотоваликом. Когда размягчившийся тонер прилипнет к плате, следует более тщательно прикатать бумагу валиком меньшей ширины для получения большего давления. Для этого процесса я применяю резиновый прижимной ролик от катушечного магнитофона.

class="eliadunit">

Снимать бумагу с заготовки нужно до того, как клей окончательно засохнет. Качество адгезии очень хорошее, стравливания проводников не происходит. Автор отдает предпочтение именно этому варианту, так как он быстрый, надежный и позволяет после перевода рисунка травить одновременно обе стороны заготовки. Наилучшей для мокрого способа я считаю бумагу "Сне­гурочка".

Loading...Loading...