Асоциальная семья. Социальная работа с асоциальной семьей. Принципы семейного воспитания

Дисфункциональная и асоциальная семья и социально правовая поддержка

«Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять,
Если ребенок видит враждебность, он учится драться,
Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким…
Если с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,
он учится находить любовь в этом мире»
Дорис Лоу Нолт

В различной психологической литературе часто встречается словосочетание «ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ». Давайте разберемся, что это такое и как понять, не является ли семья дисфункциональной.

Словосочетание «дисфункциональная семья» произошло от лат. dis - «нарушение», «расстройство», «утратачего-либо», и functio - «деятельность». Это семья, порождающая неадаптивное, деструктивное поведениеодного или нескольких ее членов,в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту. Такимобразом, дисфункциональные семьи - это семьи, в которых что-то нарушается, и они постепенно становятся полной противоположностью счастливым семьям,в которых члены семьи имеют между собой теплые,наполненные любовью

отношения.

В научной педагогической литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья». Рассмотрим некоторые определения неблагополучной семьи.

М.М. Буянов : «Дефекты воспитания – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку» (Буянов, М.М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет. психиатра: кн. для учителей и родителей / М.М. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.).

Л.Я. Олиференко : «Неблагополучная семья – это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – т. е. неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)» (Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко [и др.]. – М.: Академия, 2002. – 256 с.).

Таким образом , неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Таким образом, главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям.

Проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один только вид проблем встречается редко. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты, обострение супружеских и детско-родительских отношений. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей и т. д. Несмотря на различные критерии неблагополучия и его содержание, все эти семьи можно назвать функционально непостоянными, т. к. они не выполняют воспитательную функцию. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить различные классификации нарушения семейного воспитания, где в качестве критериев выступают: 1) характер семейного общения и стиль отношений; 2) структурная деформация семьи; 3) типы детско-родительских отношений; 4) содержание переживания ребенка; 5) особенности дисгармоничных супружеских отношений; 6) сам стиль семейного воспитания.

Л.С. Алексеевой представлена классификация неблагополучных семей в зависимости от их ведущих показателей неблагополучия. Автор выделяет:

· привычно конфликтные семьи . В таких семьях по причинам психологического порядка – неумения или нежелания людей общаться конструктивно, считаться друг с другом, учитывать настроение, интересы, вкусы, привычки – разрушаются межличностные отношения членов семьи;

· педагогически несостоятельные семьи . Родители в таких семьях не имеют необходимых педагогических знаний, используют способы воспитания детей, противоречащие естественному процессу развития личности ребенка. У родителей при этом, по словам А.С. Макаренко, «нет ни ясной цели, ни программы воспитания»;

· аморальные семьи . В условиях этих семей личные взаимоотношения и образ жизни родителей предполагает рассогласование с элементарными нормами и правилами поведения. Безнравственность, пьянство и другие пороки взрослых получают такие уродливые формы, что становятся достоянием гласности и всеобщего осуждения;

· асоциальные семьи . Главной особенностью таких семей является несоответствие жилищно-бытовых условий элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, неудовлетворение базисных потребностей ребенка, отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, которые чужды или враждебны нормальному образу жизни. Ведущие признаки асоциальной семьи: тунеядство; аддиктивность (зависимость); делинквентность (правонарушения); аморальность; социальная деградация; неудовлетворительные бытовые условия; вовлечение детей в противоправную деятельность; конфликтные внутрисемейные отношения, отягощенные криминологическим характером; социальная изоляция семьи.

Конфликтные и педагогически несостоятельные семьи косвенно оказывают десоциализирующее влияние на детей и подростков. Родители в этих семьях могут вести здоровый образ жизни, иметь позитивную социальную ориентацию, но в связи с различными социально-психологическими и психолого-педагогическими затруднениями внутрисемейного характера утратить свое влияние на детей. В этих семьях мы можем увидеть следующие негативные проявления: расхождение представлений членов семьи о значимости ведущих семейных ценностей, потребительское отношение к семье, неуважительные отношения и низкая психологическая культура родителей, неумение преодолевать возникающие трудности.

Современный темп жизни искажает характер отношений родителей и детей в таких семьях: общение сводится к минимуму, а его содержание – к контролю над детьми; отсутствует совместная деятельность; дети испытывают дефицит родительского внимания к своим проблемам и эмоционально отдаляются от родителей. Таким образом, эти семьи не способны выполнять социализирующие функции передачи социального опыта и воспитания детей. Наличие собственных неразрешимых психолого-педагогических проблем у родителей, их повышенная тревожность, заниженная самооценка затрудняют адекватное выполнение ими родительских ролей. Это приводит к формированию у ребенка чувства собственной ненужности и малоценности, к заниженной самооценке, непониманию со стороны самых близких людей, переживанию одиночества. Структурная деформация семьи является в этом случае важнейшей причиной нарушения личности ребенка.

Помощь конфликтным и педагогически несостоятельным семьям со стороны социального педагога заключается в глубоком изучении и коррекции методики семейного воспитания. Подходы к работе социального педагога с такими неблагополучными семьями основываются:

1) на методической помощи семье (профилактическая работа в образовательной и социальной среде);

2) на принципах гуманизма, уважения, конфиденциальности, веры во внутренний потенциал родителей, последовательности, многоаспектности; на междисциплинарном взаимодействии специалистов различных областей (учителей, психологов, социальных педагогов) путем согласования их усилий.

Большую озабоченность социальных педагогов вызывают семьи аморальные и асоциальные. Они оказывают прямое десоциализирующее влияние на ребенка, ведут антисоциальный образ жизни, прямо демонстрируют образцы противоправного поведения, ориентированы на нормы и ценности, противоречащие общественной морали. Наличие в семье деградированных личностей нередко приводит к утверждению в отношениях между взрослыми и детьми неприкрытой враждебности, отчужденности, взаимного отталкивания, неуважения человеческого достоинства. Следствие десоциализирующего влияния асоциальных семей – это подростковая жестокость, насилие, рост преступности, алкоголизм, наркомания, проституция, безнадзорность.

Дети из таких неблагополучных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, что затрудняет процесс их социализации и адаптации. Для таких детей характерны: заниженная самооценка, замкнутость, отсутствие общности с другими людьми, повышенная степень тревоги, ощущение нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей, быстрое взросление по сравнению с детьми из благополучных семей. В результате дефекта семейного воспитания и дефицита условий развития личности формируется деформированная личность, возникает ситуация девиантного паттерна, личность компенсирует свою социальную и психологическую «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности.

Цель работы социального педагога с аморальными и асоциальными семьями – оградить ребенка от антипедагогического влияния семьи, обеспечить охрану его интересов. Сделать это очень сложно, так как невозможно извне влиять на изменение взаимоотношений людей в семье и на их поведение. Необходимо заставить родителей самих оценить семейную атмосферу и ее влияние на детей, осознать свои ошибки. Однако эта позиция более приемлема для аморальных семей. Работа же социального педагога с асоциальными семьями должна вестись в сотрудничестве с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства. Крайней мерой в данном случае является лишение родителей их прав, если это необходимо в интересах защиты ребенка.

В настоящее время в нашей республике действует ряд документов, предусматривающих защиту прав детей в подобных ситуациях. Это, прежде всего, Закон РБ «О правах ребенка» .

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

  • в сфере семейных отношений:
  • в сфере образования:
  • в среде обитания ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей .

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

  • гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе - среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
  • бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
  • гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
  • социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
  • организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также
  • на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
  • организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый - в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй - в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень - чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.


Страница 2

Асоциальная семья. Это семья, где у родителей имеются преступные наклонности. Поэтому рано или поздно ребенок оказывается втянутым в систему преступных манипуляций с их стороны (так как копирует их стереотипы поведения, а в некоторых случаях и мышления). Сначала ребенок учиться оказывать мелкие услуги (например, проникнуть в форточку квартиры, а затем открыть дверь взрослым ворам, постоять в стороне, наблюдая за поведением окружающих, подать сигнал в случае опасности и т.д.). Затем ребенку предлагается самому нарушить закон под присмотром родителей. В случае неподчинения его ждут оскорбления и угрозы лишить возможности ночевать дома.

Привлекая детей к совершению преступлений, родители ограничивают их возможности в получении нормального образования, являются катализаторами нарушений отношений ребенка со сверстниками, в результате чего ребенок попадает в группы с преступной направленностью. Будущее такого ребенка заранее запрограммировано: ничего хорошего в этой жизни его не ждет.

Неблагополучие в перечисленных семьях порождает насилие. Под насилием понимают сознательные или неосознанные деяния, угрожающие благополучию или правам ребенка. Возможно, вам повезет, и вы не увидите, как разъяренный папа отрабатывает силовые приемы на беззащитном ребенке. Возможно, вам повезет, и вы не услышите потоки бранных слов, каких вам и не приходилось слышать из уст женщины, именуемой матерью. Возможно, вам повезет, и вы не почувствуете зловонный запах алкоголя и не увидите "потухшие" от очередной "дозы" глаза. Если вам повезет, то вы этого никогда не увидите. А ребенок годами находится в таком окружении .

Специалисты выделяют следующие формы насилия над детьми:

1) Физическое - это жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию (причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка, а также ситуации, когда ребенку дают яды и неадекватные лекарства).

2) Эмоциональное (психическое) - это нарушение психоэмоционального баланса в сторону отрицательных чувств и переживаний. Ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, зато вполне достаточно криков, угроз, насмешек, издевательств, резкой и грубой критики в его адрес, оскорблений и запугиваний, которые приводят к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Подобная жестокость бывает не менее вредной, чем физическая. Такое неуважение родителями чувств, достоинства ребенка названо "душегубством". Оно преднамеренно направлено на подавление у детей чувства радости, любви.

Возникает эмоциональная отчужденность детей, получившая название "синдром аффективной тупости", которая создает основу для хронического психогенного травматизма, нередко вызывающего вторичные аффективные криминальные действия - агрессию, направленную вовне (асоциальное поведение) или на собственную личность (суицид).

Репрессии и давление в любом возрасте имеют 2 последствия: личность либо подавляется, если она слабая, либо у нее рождается протест, который может перерасти в острую форму, если личность сильная. В случае применения к ребенку насилия ему не удается активно защищаться, он испытывает чувство злости, но вынужден его подавлять. Фактически идет аккумуляция злости, которая будет отреагирована позже. Так порождается агрессия детей и другие виды их девиантного (отклоняющегося) поведения.

Став родителями, они тоже будет жестоки к своим детям. Насилие напрямую связано с уровнем правонарушений в детской среде. Это подтверждает увеличение числа преступлений, спряженных с насилием, совершаемых подростками. Специальная же статистика случаев насилия в семье не ведется. О них становится известно тогда, когда ребенок попадает в больницу с тяжелыми травмами или совершает правонарушения.


Другие материалы:

Гешталь психология глазами современных психологов.
Законы формирования и развития образов, открытые гештальтпсихологами, противоречат многим концепциям Павлова. По Павлову - для формирования сложных понятий требуется серия повторений. Только тогда образ запечалится. По-гештальттеории: сло...

Диалогический подход
В настоящее время, основной способ решения проблемы отношений психолога-клиента в отечественной практической психологии – это своего рода «внутренняя профессиональная эмиграция», когда доминирующей формой является репродукция и адаптация...

Разновидности состояния установки
Фиксированная установка При наличии потребности, которая должна быть удовлетворена, и соответствующей ситуации живой организм обращается к определенной целенаправленной деятельности. Но как мы убедились, эта деятельность, в первую очеред...

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что именно нарушение семейных отношений (детско-родительских и супружеских) часто является причиной виктимизации детей и формирования их девиантного поведения (И.А. Горьковая, В.Л. Хайкин, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга и др.). Все авторы единодушны в том, что отклоняющееся поведение от принятых в данном социуме нравственных и социально-психологических норм наблюдается чаще у детей из неблагополучных семей. В различных типах неблагополучных семейных отношений дети специфически адаптируются в окружающей действительности, все факторы которой комплексно воздействуют на формирование, развитие и социализацию личности.

В научной педагогической литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья». Рассмотрим некоторые определения неблагополучной семьи.

М.М. Буянов : «Дефекты воспитания - это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, - а только отношение к ребенку» (Буянов, М.М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет. психиатра: кн. для учителей и родителей / М.М. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.).

Л.Я. Олиференко : «Неблагополучная семья - это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод - т. е. неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)» (Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко [и др.]. - М.: Академия, 2002. - 256 с.).

Таким образом, неблагополучная семья - это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Таким образом, главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям.


Проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один только вид проблем встречается редко. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты, обострение супружеских и детско-родительских отношений. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей и т. д. Несмотря на различные критерии неблагополучия и его содержание, все эти семьи можно назвать функционально непостоянными, т. к. они не выполняют воспитательную функцию.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить различные классификации нарушения семейного воспитания, где в качестве критериев выступают:

1) характер семейного общения и стиль отношений;

2) структурная деформация семьи;

3) типы детско-родительских отношений;

5) особенности дисгармоничных супружеских отношений;

6) сам стиль семейного воспитания.

Л.С. Алексеевой представлена классификация неблагополучных семей в зависимости от их ведущих показателей неблагополучия.

- привычно конфликтные семьи . В таких семьях по причинам психологического порядка - неумения или нежелания людей общаться конструктивно, считаться друг с другом, учитывать настроение, интересы, вкусы, привычки - разрушаются межличностные отношения членов семьи;

- педагогически несостоятельные семьи . Родители в таких семьях не имеют необходимых педагогических знаний, используют способы воспитания детей, противоречащие естественному процессу развития личности ребенка. У родителей при этом, по словам А.С. Макаренко , «нет ни ясной цели, ни программы воспитания»;

- аморальные семьи . В условиях этих семей личные взаимоотношения и образ жизни родителей предполагает рассогласование с элементарными нормами и правилами поведения. Безнравственность, пьянство и другие пороки взрослых получают такие уродливые формы, что становятся достоянием гласности и всеобщего осуждения;

- асоциальные семьи . Главной особенностью таких семей является несоответствие жилищно-бытовых условий элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, неудовлетворение базисных потребностей ребенка, отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, которые чужды или враждебны нормальному образу жизни.

Ведущие признаки асоциальной семьи:

Тунеядство;

Аддиктивность (зависимость);

Делинквентность (правонарушения);

Аморальность;

Неудовлетворительные бытовые условия;

Вовлечение детей в противоправную деятельность;

Конфликтные внутрисемейные отношения, отягощенные криминологическим характером;

Социальная изоляция семьи.

Конфликтные и педагогически несостоятельные семьи косвенно оказывают десоциализирующее влияние на детей и подростков. Родители в этих семьях могут вести здоровый образ жизни, иметь позитивную социальную ориентацию, но в связи с различными социально-психологическими и психолого-педагогическими затруднениями внутрисемейного характера утратить свое влияние на детей. В этих семьях мы можем увидеть следующие негативные проявления: расхождение представлений членов семьи о значимости ведущих семейных ценностей , потребительское отношение к семье, неуважительные отношения и низкая психологическая культура родителей, неумение преодолевать возникающие трудности.

Современный темп жизни искажает характер отношений родителей и детей в таких семьях :

Общение сводится к минимуму, а его содержание - к контролю над детьми;

Отсутствует совместная деятельность;

Дети испытывают дефицит родительского внимания к своим проблемам и эмоционально отдаляются от родителей.

Таким образом, эти семьи не способны выполнять социализирующие функции передачи социального опыта и воспитания детей. Наличие собственных неразрешимых психолого-педагогических проблем у родителей, их повышенная тревожность, заниженная самооценка затрудняют адекватное выполнение ими родительских ролей. Это приводит к формированию у ребенка чувства собственной ненужности и малоценности, к заниженной самооценке, непониманию со стороны самых близких людей, переживанию одиночества. Структурная деформация семьи является в этом случае важнейшей причиной нарушения личности ребенка.

Помощь конфликтным и педагогически несостоятельным семьям со стороны социального педагога заключается в глубоком изучении и коррекции методики семейного воспитания.

Подходы к работе социального педагога с такими неблагополучными семьями основываются:

1) на методической помощи семье (профилактическая работа в образовательной и социальной среде);

2) на принципах гуманизма, уважения, конфиденциальности, веры во внутренний потенциал родителей, последовательности, многоаспектности; на междисциплинарном взаимодействии специалистов различных областей (учителей, психологов, социальных педагогов) путем согласования их усилий.

Большую озабоченность социальных педагогов вызывают семьи аморальные и асоциальные. Они оказывают прямое десоциализирующее влияние на ребенка, ведут антисоциальный образ жизни, прямо демонстрируют образцы противоправного поведения, ориентированы на нормы и ценности, противоречащие общественной морали. Наличие в семье деградированных личностей нередко приводит к утверждению в отношениях между взрослыми и детьми неприкрытой враждебности, отчужденности, взаимного отталкивания, неуважения человеческого достоинства.

Такие семьи продуцируют подростков с делинквентным и аддиктивным поведением, способствуют формированию сексуальных девиаций. Данные типы семей содействуют формированию у детей аддиктивного, агрессивного поведения, фобических расстройств , социального аутсайдерства. Следствие десоциализирующего влияния асоциальных семей - это подростковая жестокость, насилие, рост преступности, алкоголизм, наркомания, проституция, безнадзорность.

Дети из таких неблагополучных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, что затрудняет процесс их социализации и адаптации. Для таких детей характерны: заниженная самооценка, замкнутость, отсутствие общности с другими людьми, повышенная степень тревоги, ощущение нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей, быстрое взросление по сравнению с детьми из благополучных семей.

В результате дефекта семейного воспитания и дефицита условий развития личности формируется деформированная личность, возникает ситуация девиантного паттерна, личность компенсирует свою социальную и психологическую «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности. Ввиду своей социальной некомпетентности, обусловленной нарушением семейных отношений, личность становится жертвой отклоняющегося поведения - наступает девиантная виктимизация ребенка.

Цель работы социального педагога с аморальными и асоциальными семьями - оградить ребенка от антипедагогического влияния семьи, обеспечить охрану его интересов. Сделать это очень сложно, так как невозможно извне влиять на изменение взаимоотношений людей в семье и на их поведение. Необходимо заставить родителей самих оценить семейную атмосферу и ее влияние на детей, осознать свои ошибки. Однако эта позиция более приемлема для аморальных семей. Работа же социального педагога с асоциальными семьями должна вестись в сотрудничестве с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства. Крайней мерой в данном случае является лишение родителей их прав, если это необходимо в интересах защиты ребенка.

В настоящее время в нашей республике действует ряд документов, предусматривающих защиту прав детей в подобных ситуациях. Это, прежде всего, Закон РБ «О правах ребенка» .

Помимо этого в рамках программы «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг. действовала подпрограмма «Дети-сироты» , целью которой было предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Подпрограмма предусматривала решение следующих задач:

1) создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных формах семейного жизнеустройства (приемные семьи, опека, патронат, усыновление и др.);

2) развитие системы постинтернатной адаптации;

3) мониторинг соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время проблемы социального сиротства и их решение раскрываются в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (разделы «Семейное воспитание», «Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся»).

В Вологодской области признанные асоциальными семьи с детьми до года будут ежедневно проверять медработники или полиция. Решение об этом принял департамент здравоохранения Вологодской области по согласованию с руководством управления МВД, передает cherinfo.ru.

«Списки неблагополучных семей с маленькими детьми есть не только в лечебных учреждениях, но и в скорой помощи. Если бригада поедет в населенный пункт, она попутно навестит семью из группы социального риска, - рассказала корреспондентам начальник отдела детства департамента здравоохранения области Татьяна Артемьева .

Таких семей достаточно. В них бывают случаи гибели детей. Поэтому ребенка одного или вместе с матерью временно помещают в детское отделение, чтобы изолировать от опасности. Ребенок находится в больнице, пока в семье не нормализуется ситуация».

«Если ничего не изменится, мы подключим органы опеки. Мы пытаемся найти максимально щадящие меры, чтобы минимизировать риски для детей. Здравоохранение отвечает за показатель младенческой смертности, но на многие ситуации мы не можем по закону воздействовать», — пояснила представитель облздрава.

«Сложно с уверенностью сказать, что здесь имеется в виду под «асоциальными» семьями. представляющими угрозу, — прокомментировала сообщение о принятом в Вологодской области решении директор БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская . — Если я правильно понимаю, речь идет о семьях, злоупотребляющих алкоголем, в которых воспитываются маленькие дети.

В таком случае это — попытка решить проблему совершенно не подходящими средствами. Если они хотят контролем вылечить зависимость, то это «ноу хау», конечно. Но тогда ситуацию в семьях можно было бы проверять не только каждый день, но и каждый час — мало ли, может быть, родители напьются сразу после ухода проверяющих? Как те, кто это придумал, надеются повлиять на родителей, у которых алкогольная зависимость — напугать их?

На самом деле, если есть пьющая семья с младенцем — конечно, он может подвергаться опасности. Но помочь здесь может не непрерывный контроль, а социальные технологии. Нужно понять, что это за семья, почему и как давно в ней пьют, готовы ли родители и родственники меняться ради детей.

Нужно помочь людям справится с зависимостью, помочь в медицинской и социальной реабилитации. Пытаться избавить от алкогольной зависимости с помощью ежедневных визитов врачей и полиции — оригинальная идея, но вряд ли она будет работать. Медики, конечно, могли бы помочь маме научиться адекватно ухаживать за младенцем — но, судя по всему, они не так видят свою задачу в этом проекте.

Трудно также понять, на какие средства планируется осуществлять этот проект. В принципе, он требует значительных трудозатрат, которые должны быть оплачены. Скорая не будет ежедневно выезжать в деревни, и вряд ли все семьи ежедневно сможет обходить участковый. Если у вологодских властей много лишних денег — надо выстраивать социальные технологии работы с зависимыми семьями, развивать профилактику.

Конечно, семьи, где есть угроза для жизни младенцев, обязательно должны быть на контроле, с ними должна вестись постоянная работа. Но вести ее должны в первую очередь социальные службы.

Если семья действительно опасна для ребенка, если взрослые не собираются бросать пить, а в нетрезвом состоянии не могут адекватно заботиться о нем и опасны для него — его необходимо передавать под опеку адекватным родственникам, а при их отсутствии — в приемную семью.

Конечно, хорошо, что в регионе озаботились защитой жизни маленьких детей в неблагополучных семьях. Но проблему нужно решать не с помощью ежедневных проверок и госпитализации без показаний».

Loading...Loading...